Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Непродуктовая розница: провальный год?

Исследования
14 декабря 2020

В исследовании Национального рейтингового агентства (НРА) проанализирована глубина текущего кризиса на рынке непродовольственных товаров из-за пандемии COVID-19, представлены данные о наиболее пострадавших сегментах непродуктового ритейла, а также приведены перспективы их развития в конце 2020 года.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

В период пандемии коронавируса непродовольственная торговля стала одной из наиболее пострадавших отраслей.

Функционирование непродовольственного сегмента в первую ковидную волну было практически полностью ограничено, в то время как продуктовые магазины продолжали полноценно работать. Максимальное снижение продуктового оборота составило лишь 5,5% в апреле.

Потери непродовольственной розничной торговли в «закрытые месяцы» были в разы больше (-30-35% г/г), и по итогам 2020 г. могут достичь 500 млрд руб. по сравнению с показателем прошлого года, а рынок сократится до порядка 17 трлн руб. (-3% г/г).

В реальном выражении с учетом инфляции (4,2%) непродуктовый рынок по итогам 2020 года сократится на 6,3% г/г. Однако такой спад будет менее существенным по сравнению с посткризисными 2009 и 2015 гг.

Снижение объема розничных непродуктовых продаж было обусловлено в первую очередь сокращением оборота торговли в физическом выражении. В апреле — мае индекс физического объема непродовольственных продаж составил 64,6% и 71,8%, соответственно от соответствующих прошлогодних уровней.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#01:19:23.391

Основной спад импорта непродовольственных товаров пришелся не за «закрытый» II квартал, а на III квартал.

За 9 месяцев 2020 г. объем импорта непродуктовых товаров составил 22 млрд долл. США, сократившись на четверть относительно сопоставимого прошлогоднего периода. Основной спад пришелся не за «закрытый» II квартал, в течение которого «встали» продажи в непродовольственных магазинах, а объем импорта снизился лишь на 4% г/г, а на III квартал. По итогам июля-сентября 2020 г. объем импорта рухнул ровно в два раза до 5,5 млрд долл. США, относительно III квартала 2019 г.

Простой и затоваривание розничных непродовольственных ритейлеров, сбой в сроках трансграничных поставок, резкое падение потребительского спроса вынудили непродуктовых продавцов существенно сократить объемы импорта в III квартале.

Порядка 80% в объеме импорта розничной непродуктовой продукции приходится на четыре категории товаров — «Одежда и обувь» (25%), «Фармацевтика» (21%) и по 17% на «Компьютеры и телевизоры» и «Мобильные телефоны». В III квартале наибольшее сокращение импортных поставок (от 60% до 70% в годовом выражении) наблюдалось в наиболее крупных по объему сегментах — «Одежда и обувь» и «Фармацевтическая продукция».

Видео: https://roscongress.org/sessions/novyy-biznes-v-rossii-realizovannye-vozmozhnosti/search/#00:29:17.952

Динамика непродовольственной розницы в IV квартале будет определяться рядом противоположных факторов.

Помимо традиционного, хотя и ослабленного, сезонного фактора — предпраздничных распродаж в декабре, скажется влияние снижения импорта в III квартале.

Нельзя исключать риск возникновения дефицита ряда импортных товарных позиций на фоне роста потребительских расходов из-за опасения дальнейшего снижения курса рубля по отношению к инвалютам. При этом нивелирующим фактором может выступать неопределенность, связанная с перспективами развития второй пандемической волны и сохранения рабочих мест, что в свою очередь будет ограничивать рост расходов населения на товары не первостепенной важности.

Видео: https://roscongress.org/sessions/sozdanie-ekosistem-dlya-razvitiya-elektronnoy-kommertsii-vyzovy-i-vozmozhnosti/search/#00:39:06.240

Уход розницы в онлайн и изменение потребительского поведения внесут свой негативный вклад в объемы оффлайн-продаж, но будут поддерживать объемы непродуктового рынка в целом.

Сегмент продаж одежды и обуви на фоне 36-процентного сокращения импорта вкупе с падением реальных доходов населения может снизиться на 25-30% по итогам 2020 г. — до 1,6 трлн руб.

В отличие от прочих сегментов динамика продаж фармпродукции (+6% г/г в 2020 г.) не будет коррелировать с понижательной динамикой импорта ввиду реализуемой госпрограммы импортозамещения и роста импорта субстанций для увеличения объемов локализованного производства.

Не исключается сокращение рынка бытовой техники и электроники на 6% в 2020 г. до 1,4 трлн руб. При этом подсегменты продаж компьютеров и смартфонов могут удержаться на прошлогодних уровнях.

Сегменты строительно-отделочных материалов и спорттоваров, наименее пострадавшие относительно прочих направлений благодаря активному продвижению онлайн-продаж в период первой волны ограничений, также могут по итогам года остаться на уровне 2019 г.

Рынок ювелирных изделий станет одним из наиболее пострадавших в 2020 г. на фоне ослабления рубля на 28% и роста ценна золото на 23% с начала года. В 2020-м оборот рынка может сократиться на 30% в натуральном выражении и на 45-55%.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-tsifrovizatsiya-reteyla-tekhnologii-i-liderstvo/search/#00:28:07.296

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Торговая политика, Ритейл, Импортозамещение и Современный потребитель, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
21 апреля 2020
Глобальные тренды и коронавирус: какие перемены ждут нас?

Весь мир сосредоточился на борьбе с COVID-19, бросая силы на тактические меры по выживанию. Эксперты Ipsos заглянула в прошлое, чтобы понять, как этот кризис может повлиять на будущее


Исследования
6 апреля 2020
Цифровые технологии как помощь в борьбе с кризисом COVID-19

В исследовании, подготовленном консалтинговой компанией Boston Consulting Group (BCG), рассматриваются возможности, которые цифровые технологии предоставляют бизнесу для смягчения рисков, вызванных кризисом COVID-19.


Статьи
28 мая 2021
Экономика совместного потребления как точка роста

Появившись около десяти лет назад в виде одной из финансовых теорий, сегодня новая экономическая бизнес- модель стремительно набирает обороты в России. Она привлекает внимание не только своей эффективностью, но и потенциальными возможностями для решения экологических проблем и обеспечения устойчивого развития.