Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Всемирный обзор экономических преступлений за 2020 год

Исследования
13 ноября 2020

PwC представляет исследование экономических преступлений, основанное на результатах опроса более чем 5 000 респондентов из 99 стран. Так, за последний год было зарегистрировано увеличение числа случаев мошенничества со стороны клиентов, мошенничества в бухгалтерском учете, нарушения антимонопольного законодательства, мошенничества со стороны персонала, взяточничества и коррупции.

Помимо этого, в отчете представлены сведения об угрозах и убытках от мошеннических действий, а также рекомендации по поводу того, какие шаги компаниям необходимо предпринять с целью разработки эффективных мер для предотвращения мошенничества.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Почти половина из более чем 5 000 респондентов сообщили о том, что их компании приходилось сталкиваться с мошенничеством за последние два года, при этом убытки от подобного рода действий составили 42 млрд долларов США. Поэтому борьба с экономическими преступлениями становится все более актуальной.

Результаты исследования показали, что в среднем каждая компания за последние два года пережила шесть инцидентов, связанных с мошенничеством. Авторы исследования выделили наиболее распространенные виды мошенничества:

· мошенничество со стороны клиентов;

· киберпреступления;

· незаконное присвоение активов;

· взяточничество и коррупция.

Среди индустрий, где встречается экономическое мошенничество, лидируют потребительский рынок (мошенничество со стороны клиентов — 18%), энергетика и коммунальные услуги (взяточничество и коррупция — 17%), финансовые услуги (мошенничество со стороны клиентов — 27%) и государственный сектор (киберпреступления — 17%).

Убытки от мошенничества имеют сложную структуру. Некоторые затраты можно подсчитать, например прямые финансовые потери или расходы на штрафы, пени, меры реагирования и меры, принимаемые для исправления сложившейся ситуации. Однако некоторые потери — такие как, например, ущерб для бренда, потерю позиций на рынке, снижение морального духа сотрудников и упущенные возможности в будущем — не так-то просто выразить в цифрах. Вместе с тем, экспертыPwC отмечают, что заявленные компаниями убытки за последние два года составили 42 млрд долларов США.

В числе видов мошенничества, обходящихся компаниям дороже всего с точки зрения прямых потерь, которые усугубляются затратами на восстановительные мероприятия, респонденты отметили нарушение антимонопольного законодательства, торговлю инсайдерской информацией, налоговые махинации, легализацию незаконно полученных доходов, взяточничество и коррупцию.

Видео: https://roscongress.org/sessions/gilotina-dlya-korruptsii-antikorruptsionnaya-initsiativa-biznesa/search/#00:03:55.776

Бизнес сталкивается с мошенническими действиями во всех областях: нарушители могут находиться как внутри компании, так и за ее пределами, а во многих случаях это может быть сговор между ними.

Бизнес сталкивается с мошенническими действиями во всех областях.png

Исследование PwC показало, что за последние два года в 39% случаев виновниками экономических преступлений были сторонние мошенники. Каждый пятый респондент назвал продавцов/поставщиков виновником преступлений, нанесших наибольший ущерб.

Мошенничество со стороны клиентов особенно четко прослеживается в секторах финансовых услуг и потребительских рынков, поскольку все больше отраслей переходят на стратегии прямого обращения к потребителю.

Примечательно, что из каждых десяти человек, сообщивших об экономических преступлениях против их компаний, трое указали, что и сами их компании тоже были обвинены в мошенничестве, коррупции или других экономических преступлениях:

• Почти равное количество конкурентов, регулирующих органов, сотрудников и клиентов указывало на неправомерные действия.

• Усиленное внимание к этой сфере со стороны регулирующих органов, а на некоторых территориях стимулы для информаторов, также могут способствовать развитию этой тенденции.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-mind-the-gap-pokolencheskiy-razryv-na-rynke-truda-kak-prepyatstvie-na-puti-razvitiya-rossiyskoy-ekon/search/#00:31:04.448

Преимущества использования технологий для борьбы с мошенничеством неоспоримы, но организации должны осознавать, что использование только инструментов или технологий не является основой стратегии по борьбе с мошенничеством.

Никто не хочет стать жертвой мошенничества (или, что еще хуже, быть обвиненным в нем). Но стоит рассматривать такую ситуацию как точку перегиба, возможный толчок к организационной трансформации. Будет ли эта трансформация положительной или отрицательной — например, приведет ли она к улучшению рыночной позиции или, наоборот, к полномасштабному кризису, — зависит от того, насколько хорошо бизнес был подготовлен к такой ситуации и как им управляли.

Данные, приведенные в исследовании, показывают, что критическая оценка ситуации в случае возникновения инцидента приносит значительную пользу. Так, 52% крупных компаний утверждают, что, попав в ситуацию, связанную с мошенничеством, они в итоге остались в выигрыше, поскольку ускорили внедрение новых технологий и в результате отметили уменьшение количества повторных инцидентов.

Хотя технологии — это лишь часть стратегии по борьбе с мошенничеством, в отчете указывается, что более 60% организаций начинают использовать передовые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы противостоять мошенничеству, коррупции и другим экономическим преступлениям. Однако опасения по поводу внедрения технологий связаны с затратами, недостаточным опытом и ограниченными ресурсами. 28% респондентов говорят, что причина в том, что им сложно понять ценность технологий как инструмента для борьбы с мошенничеством.

Видео: https://roscongress.org/sessions/vyzovy-tsifrovoy-ekonomiki-rol-sotsiokulturnoy-sredy-i-infrastruktury-dlya-razvitiya-biznesa/search/#00:32:14.112

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Контрольно-надзорная деятельность, Правовое регулирование, Кибербезопасность и Предпринимательство, посвященных развитию правового регулирования касательно сферы предпринимательства как основы экономического развития в рыночных условиях.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
28 мая 2020
COVID-2019: правовые риски и рекомендации для ведения бизнеса. Часть 6
Команда специальной рабочей группы по коронавирусу Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» представляет обновленное исследование правовых рисков и рекомендаций для ведения бизнеса в период пандемии COVID-19.
Экспертное мнение
30 августа 2021
Креатив с дальневосточным акцентом

В рамках ВЭФ-2021 впервые пройдет форум креативного бизнеса. Обсуждение потенциала креативных индустрий наряду с социальной повесткой становится важной частью крупнейших мероприятий Фонда Росконгресс.


Исследования
28 апреля 2020
Исследование BCG и “Ромир”: новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз

BCG и исследовательский холдинг «Ромир» представляют первый срез исследования потребительских настроений: «Российские потребители — новая реальность». Целями исследования были анализ отношения потребителей к сложившейся на фоне пандемии ситуации и выявление их готовности тратить в столь тревожные времена; а также прогноз о том, как именно изменится поведение потребителей в течение ближайших 6 месяцев, каковы перспективы каналов сбыта и каким станет покупательское поведение. В ходе исследования была проведена работа с 1200 респондентами по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах в 40+ товарных категориях.


Статьи
13 июня 2022
Тайна единорогов

Почему среди компаний с оценкой более $1 млрд в рейтингах много русских, но нет российских стартапов.