Эксперты PwC приводят в своем исследовании основные данные, характеризующие текущее состояние автомобильного рынка России, а также дают прогнозы его развития. В качестве одного из ключевых трендов подробно рассмотрен процесс цифровизации продаж легковых автомобилей и связанные с этим обстоятельства.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Автомобильный рынок России показал разнонаправленные тренды в 2019 году.Количественные показатели российского рынка легковых автомобилей снизились в 2019 году по сравнению с 2018 годом. Так, продажи новых автомобилей сократились на 2,3% с 1669 тыс. штук до 1631 тыс. штук. При этом максимальное снижение имело место в наибольшем сегменте ? зарубежные модели, собираемые на территории страны (-4,7%).
Однако стоимостные показатели выросли:
• объем продаж новых автомобилей вырос на 6,9% с 2,3 трлн руб. до 2,5 трлн руб.;
• в долларовом эквиваленте рост составил 3,7% (37,8 млрд долл США в 2018; 39,2 млрд долл США в 2019);
• средняя стоимость продаваемого нового автомобиля выросла в 2019 году (в сегменте собираемых в России зарубежных моделей такой рост составил 16%).
Видео: https://roscongress.org/sessions/kachestvo-kak-osnova-konkurentosposobnosti/search/#00:50:32.575
В обоих сценариях развития российского рынка легковых автомобилей прогнозируется снижение объема продаж новых автомобилей в 2020 году.Аналитики PwC разработали два сценария развития российского автомобильного рынка ? с учетом стрессовых факторов, включающих состояние рынка нефти, строгость карантинных мер, объемы государственной поддержки отрасли, развитие онлайн-продаж и прочее, и без учета стрессовых факторов на основе общего анализа макроэкономических показателей.
Оба сценария предполагают снижение количества проданных в 2020 году легковых пассажирских автомобилей: без учета стрессовых факторов на 3,5%, с учетом стрессовых факторов на 29,8%. Это приведет к наименьшему за последние 10 лет значению данного показателя. Так, по прогнозам PwC, даже без учета стрессовых факторов количество проданных автомобилей не достигнет показателей 2011-2014 годов в перспективе до 2026 года.
Рынок активно движется по пути цифровизации продаж легковых автомобилей.Подавляющее большинство продаж уже сейчас сочетают в себе традиционный офлайн подход и онлайн трэк. В будущем все больше этапов будут преимущественно проходить онлайн. При этом предпродажный этап, занимающий большую часть времени покупки автомобиля для клиента, способен до минимума сократить необходимость личного посещения салонов дилеров. В целях интенсификации цифровизации продажи легковых автомобилей необходимо в дальнейшем:
• усилить взаимодействие производителей и дилеров в части улучшения клиентского опыта выбора и заказа автомобиля;
• максимально упростить процесс онлайн оформления кредитов и страховок;
• по-новому пересмотреть непосредственно связанные с автомобилем услуги, такие как тест-драйв и выдачу автомобиля, включая, в том числе, доставку автомобиля клиенту.
Минимизация личного контакта с клиентом требует существенных изменений в бизнес-модели продавцов, включающих большой объем анализа данных, моделирования потребительского поведения и предпочтений, пересмотр логистических решений и прочее.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Автомобилестроение и Цифровизация, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию автомобильной промышленности.