Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Заплати углеродный налог и дыши спокойно!

Статьи
9 октября 2020

Эксперты АКРА представляют статью, в которой предлагается сценарий постепенного внедрения инструментов контроля выбросов в России. В мире стремительно развиваются инструменты по контролю уровня выбросов парниковых газов: они уже внедрены или планируются к вводу в 46 странах. Более результативными инструментами контроля выбросов считаются углеродный налог и системы торговли квотами на выбросы (СТВ). Угроза углеродного протекционизма увеличивается, что, вероятно, угрожает отечественным производителям-экспортерам большими тратами: они будут вынуждены оплачивать дополнительные пошлины при поставках в Европу и прочие юрисдикции, где действует высокий углеродный налог.

В настоящий момент в качестве основных инструментов по контролю уровня выбросов CO2используются СТВ и налог на выбросы парниковых газов (углеродный налог). В России к настоящему моменту не внедрен ни один из инструментов, несмотря на успешно проведенную в 2011 году сделку по продаже квот на выбросы CO2-эквивалента и активное обсуждение углеродного налога в государственных органах. Каждая компания, относящаяся к регулируемым СТВ отраслям, обязана ограничить объем выбрасываемых парниковых газов в соответствии с установленным лимитом. Крупнейшими источниками выбросов в атмосферу являются секторы электро- и теплоэнергетики и транспорта, генерирующие две трети мирового объема выбросов. Основным драйвером стоимости квот являются политические и законодательные решения в той или иной стране.

Европейская система ЕС СТВ, созданная на основании Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2003/87/ЕС, охватывает более 11 тысяч промышленных предприятий, генерирующих наиболее значимые объемы выбросов. Цены на углеродные квоты в ЕС СТВ определяются балансом спроса и предложения, который, в свою очередь, в существенной мере зависит от законодательных и политических решений и событий в странах, объединенных в ЕС СТВ. В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий.

Европейская система ЕС СТВ.png

Созданная в 2008 году программа RGGI объединяет предприятия энергетического сектора, расположенные на территории десяти северо-восточных и центральных атлантических штатов США. The Western Climate Initiative (WCI) — некоммерческая организация, управляющая рынком торговли квотами между штатом Калифорния и канадской провинцией Квебек. В рамках объединенной СТВ Калифорнии и Квебека осуществляется торговля квотами не только на CO2, но и на другие парниковые газы. В настоящий момент СТВ в Калифорнии охватывает порядка 600 предприятий.

Китай является лидером по выбросам парниковых газов в мире, и с каждым годом их объем только растет. Критический уровень загрязнения окружающей среды в стране, обусловленный прежде всего преобладанием угольного топлива в энергетической отрасли, подтолкнул правительство КНР к принятию мер по контролю выбросов, в том числе парниковых газов. Так, в 2010 году власти Китая включили в пятилетний план развития создание в стране нескольких СТВ, а в 2011-м выпустили постановление о запуске семи пилотных проектов. В конце 2014 года Государственный комитет по делам развития и реформ КНР выпустил документ, в котором описаны подход к введению национальной СТВ и график ее введения.

На сегодняшний день развивающиеся страны отстают от развитых с точки зрения реализации и масштаба законодательных мер по сокращению выбросов парниковых газов. Несмотря на активное развитие СТВ в мире, Россия пока отстает от других стран в разработке инструментов контроля выбросов. Активно обсуждаемый в последние годы налог на выбросы парниковых газов является довольно неоднозначной мерой для России. Основными преимуществами сценария постепенного внедрения инструментов контроля выбросов в России, по мнению АКРА, являются: возможность для российских экспортеров избежать давления со стороны импортеров и начисления дополнительных углеродных налогов на территории ЕС и иных юрисдикций при поставках своей продукции; возможность смягчения негативного экономического эффекта от углеродного налога за счет его постепенного введения, а также компенсации издержек на установку экологичного оборудования.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Окружающая среда, Энергетика, Изменение климата и Устойчивое развитие, посвященных возможным путям нивелирования негативного влияния на окружающую среду и декарбонизации экономики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
30 августа 2021
Review Экология

В сборнике статей, подготовленном BCG, собраны материалы на тему окружающей среды, проблем изменения климата, возможных способов их решения, а также других вопросов экологии.


Исследования
29 июля 2020
Развивая энергетику будущего. Переосмысление роли нефти и газа

В отчете компании Accenture рассматривается влияние технологического прогресса на нефтегазовую отрасль в условиях, когда энергетические системы все чаще переходят на безуглеродный принцип работы.


Исследования
23 марта 2018
АРКТИКА 18-24-35

Российская Арктика — особый объект для государственного управления. Его сложность состоит не только в климатических, экологических или логистических особенностях, которые, без сомнения, оказывают влияние на развитие, но и в очень высокой цене человеческих ошибок. При разработке стратегии для региона необходимо учитывать множество природных, а не только экономических факторов.


Исследования
5 февраля 2018
Геология будущего

РОСГЕОЛОГИЯ представляет проект Дорожной карты развития геологии до 2050 года. Над этим проектом в течение нескольких месяцев работали ведущие эксперты геологической отрасли, ученые, представители смежных отраслей и предприятий-недропользователей. Работа велась на различных экспертных площадках в ходе форсайт-сессий.