Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Готовность к кризисным ситуациям

Исследования
14 июля 2020

В исследовании PwC рассматриваются вопросы непрерывности бизнеса и антикризисного управления, а также содержится анализ уровня развития системы управления непрерывностью бизнеса в российских компаниях.

В современном мире компании постоянно сталкиваются с масштабными инцидентами — это могут быть кибератаки, серьезные сбои в ИТ-инфраструктуре, технологические аварии, природные катастрофы, эпидемия или пандемия. В связи с этим приобретает особую значимость такой процесс, как кризисные учения. Конечно, не ко всем угрозам можно подготовиться заранее. Однако практика показывает, что компании, заблаговременно подготовившиеся к событиям негативного характера, способны восстановиться в более короткое время, а их процессы, даже в период устранения масштабных инцидентов, не останавливаются полностью, что в итоге позволяет минимизировать убытки от инцидента.

Для подготовки аналитического отчета использовались данные, полученные в результате анонимного опроса респондентов из различных отраслей: финансового сектора, сфер информационных технологий, перевозок, телекоммуникаций и других. В качестве результата представлен анализ готовности российских компаний к кризисным ситуациям, включающий, в том числе, сравнительную оценку по некоторым областям с 2019 годом.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

По сравнению с 2019 годом выросла доля компаний, столкнувшихся в своей деятельности с существенными прерываниями: 47% в 2020 году против 40% в 2019 году.

Результат опроса показывает, что вплоть до 47% компаний столкнулись в своей деятельности со значительным инцидентом, приведшим к остановке критичных бизнес-процессов или услуг. При этом большинство компаний не смогли вернуться к штатному режиму в короткие сроки — восстановление критичных бизнес-процессов или услуг заняло более четырех часов. Среди причин длительного простоя респонденты в основном отметили сбой в информационной системе, прекращение подачи электроэнергии, обрыв канала связи.

Одним из основных факторов успешности действий по разрешению возникающих инцидентов, по мнению авторов исследования, является степень подготовленности организации и заблаговременная отработка основных мер и действий по кризисному реагированию.

Компании, сумевшие восстановиться после масштабного инцидента в короткие сроки, отмечают, что на скорость реагирования повлияли такие факторы, как разработанные планы восстановления (25%) и сформированные команды восстановления (25%).

Также немаловажное влияние на скорость восстановления оказало наличие заранее созданного кризисного штаба и проведение регулярных тестирований планов и кризисных учений.

Восстановление после инцидентов .png

Видео: https://roscongress.org/sessions/rh-2020-ottsy-i-deti-konflikt-pokoleniy-kak-vzglyad-na-esg-problematiku/search/#00:16:41.727

Вопросами антикризисного управления активнее занимаются организации с большим отраслевым регулированием: финансовый сектор, FMCG, нефтегазовый сектор и органы государственной власти.

Несмотря на возросшую по сравнению с прошлым годом заинтересованность организаций в проведении кризисных учений, почти половина участников исследования не реализует данный элемент в рамках процессов обеспечения непрерывности бизнеса и антикризисного управления.

Достаточно часто компании проводят тестирования только для части функций или ресурсов, отрабатывая недоступность конкретных объектов, таких как информационные системы. Как показывают результаты опроса, данный формат тестирования выбирают 28% опрошенных. При этом в существенной части случаев (46%) компании тестируют возможность восстановления процесса, функции или системы в целом, без привязки к типу аварии, т. е. конкретные сценарии под каждое тестирование не разрабатываются.

Анализ результатов исследования, проведенный экспертами PwC, показывает, что 50% компаний используют средства автоматизации процессов антикризисного управления. Наиболее распространенными являются системы автоматизации кризисных коммуникаций (СМС-оповещения, email-рассылка и т. д.) и системы мониторинга и регистрации инцидентов — их используют 62% опрошенных.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rh-2020-upravlenie-riskami-ili-krizisom-pochemu-preventivnye-mery-luchshe-vosstanovleniya/search/#00:40:54.496

Процессы обеспечения непрерывности бизнеса и кризисного реагирования должны быть задокументированы, включая планы непрерывности, планы кризисных коммуникаций и процедуры эскалации.

Авторы исследования отмечают, что руководителям компаний необходимо активно развивать процессы повышения готовности к кризисным ситуациям, внедряя их системно, как часть процесса управления непрерывностью бизнеса. В компании должны быть распределены роли и ответственность участников кризисных групп и команд восстановления.

К подготовке и проведению кризисных учений должны привлекаться все заинтересованные подразделения, включая информационную безопасность, информационные технологии, риск-менеджмент, управление персоналом, физическую безопасность, непрерывность бизнеса.

Кризисные учения должны проводиться на регулярной основе. В идеале в учениях или тестированиях должны принять участие все ключевые подразделения компании, при этом должно быть протестировано восстановление всех критичных процессов. Учения не должны быть самоцелью. В обязательном порядке по результатам учений должен составляться отчет с описанием как положительных наблюдений, так и выявленных недостатков с планом их устранения.

Кризисные учения должны проводиться в привязке к сценарию реализации конкретной угрозы или совокупности угроз, что позволит отработать соответствующие процессы, выявить скрытые недостатки в процедурах и понять уровень готовности к таким угрозам.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rh-2020-upravlenie-riskami-ili-krizisom-pochemu-preventivnye-mery-luchshe-vosstanovleniya/search/#00:33:46.496

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Предпринимательство и Эпидемии, посвященных возможным способам противостояния эпидемиям, одной из самых серьезных угроз неэкономического характера, путям стабилизации экономики в условиях сложной эпидемиологической обстановки, а также мерам по развитию предпринимательства.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
23 октября 2020
НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии
Эксперты НАФИ представляют исследование феномена «новой нормальности» (New Normal) в контексте социально-экономических последствий глобальной рецессии, вызванной пандемией коронавируса.
Исследования
30 августа 2019
Развитие туризма на Дальнем Востоке: обзор рынка и ключевые тренды. Ноябрь 2018 года
В рамках подготовки к IV Восточному экономическому форуму 2018 года компания EY проанализировала ключевые тренды и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России. Тематика исследования, проведённого в форме опроса и интервью с представителями государственных органов и бизнеса, охватывает особенности развития туризма и существующие меры поддержки отрасли.
Аналитические дайджесты
16 марта 2021
Роналду превзошел Пеле, спорткластер в «Сириусе» и киберспорт как бизнес глазами школьников

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 12 по 16 марта.

Экспертное мнение
1 апреля 2020
Как успешно обжаловать решение по налоговой проверке в вышестоящем налоговом органе?

Приказ ФНС России, которым в связи с распространением коронавируса было приостановлено назначение новых и проведение уже начатых выездных проверок, не повлиял на порядок обжалования решений, вынесенных налоговыми органами по итогам проведенных проверок.