Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Новые «выходные» дни. Влияние на исчисление сроков для целей налогообложения

Статьи
27 марта 2020
Новые «выходные» дни. Влияние на исчисление сроков для целей налогообложения
Источник
EY
Дата выхода
27.03.2020
Открыть PDF

Правовая коллизия в исчислении налоговых сроков

25 марта 2020 года состоялось телевизионное обращение Президента Российской Федерации В.Путина, посвященное мерам поддержки бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции.В развитие данных мер был принят, среди прочего, указ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (1) (далее «Указ»).

Указом в целях сохранения санитарно-эпидемологического благополучия населения на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 80 Конституции РФ с 30 марта по 3 апреля установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

В связи с этим возникают, в том числе, вопросы, как исчислять сроки, связанные с исполнением налогоплательщиками своих обязанностей (уплатой налоговых платежей, представлением отчетности и ответами на требования налоговых органов и др.), последний день которых приходится на период с 30 марта по 3 апреля, так как несоблюдение таких сроков влечет привлечение к ответственности как налогоплательщиков, так и их должностных лиц.

Для целей налогового законодательства рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (2).

Налоговым кодексом РФ понятия выходного и нерабочего праздничного дня не установлены. Институты, понятия и термины и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства (3).

В данной ситуации применению подлежат положения трудового законодательства (4).

При этом положениями трудового законодательства:

  • установлен закрытый перечень времени отдыха: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска (5);
  • предусмотрены следующие перерывы в работе: перерывы для отдыха и питания; специальные перерывы для обогревания и отдыха, выходные дни и нерабочие праздничные дни (6).

Выходные дни являются еженедельным непрерывным отдыхом, предоставляемым каждому работнику. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе — один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье (7). На практике к выходным дням относятся суббота и воскресенье (8).

Перечень нерабочих праздничных дней установлен ТК РФ и является закрытым (9).

Такой обязательный перерыв или такое время отдыха, как нерабочий день, законодательством не предусмотрены.

Следует отметить, что трудовым законодательством предусмотрено регулирование трудовых отношений указами Президента РФ. При этом указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому Кодексу РФ и иным федеральным законам (10).

С учетом изложенного, с формальной точки зрения установленные Указом нерабочие дни не соответствуют выходным и нерабочим праздничным дням, предусмотренным трудовым законодательством.

Как следствие, существует риск, что установленный Указом период с 30 марта по 3 апреля 2020 года будет признаваться рабочими днями для целей исчисления налоговых сроков.

Дополнительным аргументом для данного выводя служит то обстоятельство, что Указом предусмотрено пять категорий работников, на которые его действие не распространяется (11). Если учитывать установленные Указом нерабочие дни при исчислении налоговых сроков, допускается ситуация, при которой для части налогоплательщиков будет фактически установлен особый порядок исчисления налоговых сроков, что, по нашему мнению, противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах (12).

Учитывая изложенное, мы ожидаем опубликование разъяснений государственных органов по данному вопросу и / или принятия нормативно-правовых актов, устраняющих рассмотренную выше неопределенность.

Правовые последствия

Таким образом существует риск, что сроки исполнения обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, окончание которых приходится на установленный Указом период с 30 марта по 3 апреля, продлеваться не будут.

В частности:

  • сроки уплаты налогов (например, ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций) не изменяются;
  • сроки ответов на требования налоговых органов о предоставлении документов (информации), пояснений, полученные налогоплательщиками, автоматически не продлеваются;
  • срок предоставления налоговой отчетности (например, по налогу на прибыль годовой отчет иностранных организаций сдается не позднее 28 марта) не изменяется.

При неисполнении соответствующей обязанности в срок, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. При этом просрочка уплаты налоговых платежей влечет начисление пеней на период просрочки.

Вместе с тем, мы полагаем, что с учетом чрезвычайного характера ситуации, риски привлечения к ответственности за несоблюдение вышеуказанных сроков являются низкими.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Если организация испытывает затруднения с исполнением предусмотренных НК РФ обязанностей, окончание срока исполнения которых приходится на установленный Указом период с 30 марта по 3 апреля, мы полагаем, что возможно ходатайствовать о продлении срока ответа на требования налогового органа и / или представления отчетности.

В качестве обоснования (мотивировки) такого ходатайства может выступить:

  • отсутствие сотрудников на рабочих местах в связи с исполнением Указа (13);
  • в г. Москве — соблюдение режима повышенной готовности в связи с распространением коронавирусной инфекции, официально признанной обстоятельством непреодолимой силы в г. Москве (14);
  • в регионах — аналогичные обстоятельства, установленные нормативно-правовыми актами правительств регионов;

При этом в случае пропуска вышеназванных сроков у налогоплательщика есть возможность избежать привлечения к налоговой ответственности. Так, в ходе решения вопроса о привлечении к налоговой ответственности, налогоплательщик может ходатайствовать об учете чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих его вину в совершении налогового правонарушения (15).

Авторы:

Алексей Нестеренко

Дмитрий Книженцев

Игорь Ямпольский


(1) Указ Президента РФ от 25марта 2020г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».

(2) Пункты 6, 7 статьи 6.1 НК РФ.

(3) Статья 11 НК РФ.

(4) Письмо Минфина России от 22 июля 2011 г. № 03-02-07/1-180.

(5) Статья 107 ТК РФ.

(6) Статьи 108-113 ТК РФ.

(7) Статья 111 ТК РФ.

(8) П. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 99 «О процессуальных сроках», п. 18 Административного регламента ФНС, утв. Приказом Минфина России от 18 января 2008 № 9н, Письма Минфина России от 23 марта 2009 г. № 3-3-05/192, от 22 июля 2011 г. № 03-02-07/1-180.

(9) Статья 112 ТК РФ.

(10) Статья 5 ТК РФ.

(11) Указ не распространяется на работников: (1) непрерывно действующих организаций, (2) медицинских и аптечных организаций, (3) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и первой необходимости, (4) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения, (5) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

(12) Статья 3 НК РФ.

(13) При этом налогоплательщик не должен подпадать под критерии организаций, на работников которых Указ не распространяется.

(14) Указы Мэра г. Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ, от 14 марта 2020 г. № 20-УМ и от 16 марта № 21-УМ.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
18 мая 2020
Событийная отрасль: жизнь после вируса

2020 год принес всему миру нелегкое испытание — пандемию коронавирусной инфекции COVID-19. Чтобы сдержать распространение вируса, потребовались беспрецедентные меры. Глобальный карантин поставил на паузу все аспекты жизни — места массового пребывания людей стали представлять опасность. Пострадали такие отрасли экономики, как туризм и авиаперевозки, ритейл, индустрия досуга и развлечений, ресторанный и гостиничный бизнес, а также огромное количество сервисных предприятий, субъектов малого бизнеса, которые обслуживают эти отрасли.


Статьи
9 апреля 2021
Главные приоритеты Национальной стратегии в борьбе с дезинформацией о COVID-19 и будущими угрозами здоровью населения

Пандемия COVID-19 показала, что дезинформация, противоречивые сведения и недостаточное количество мнений экспертов снижают доверие к государственным структурам и нивелируют усилия, направленные на преодоление кризиса, считают ученые Центра охраны здоровья Университета Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд, США, 2021. Высшая школа организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) подготовила краткое резюме по опубликованным материалам.


Экспертное мнение
9 июня 2020
В обход пандемии: как Великобритания и Чили спасают больных через телемедицину

Виртуальная врачебная помощь — один из главных трендов современной медицины. Даже те страны, которые с подозрением относились к подобному формату здравоохранения, с приходом эпидемии оценили преимущества цифровизации. Как развивается телемедицина в Великобритании и Чили, рассказали врачи в рамках VIII Международного конгресса «Оргздрав-2020. Эффективное управление в здравоохранении».


Исследования
26 июня 2020
Обзор финансовой стабильности. IV квартал 2019 — I квартал 2020 года
В исследовании Банка России представлены основные риски глобальной экономики и мировых финансовых рынков, а также каналы влияния пандемии коронавируса на российскую экономику и финансовый сектор.