В специальном разделе информационно-аналитической системы ROSCONGRESS.ORG о ситуации с пандемией коронавируса, а также на портале Фонда Росконгресс «Антикризисный план. Мировые практики» опубликован обзор доклада Всемирного банка «Восточная Азия и Тихоокеанский регион во время вспышки COVID-19».
В начале апреля Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристалина Георгиева заявила об остановке мировой экономики в связи с пандемией коронавируса COVID-19. По словам главы Георгиевой, в истории МВФ никогда не было такого роста запросов на срочную помощь за экстренной поддержкой обратились более 90 стран. Глава МВФ охарактеризовала рецессию мировой экономики как более тяжелую, чем кризис 20082009 гг.
«Пандемия COVID-19 действительно представляет собой глобальный кризис беспрецедентных масштабов. Её последствия для нашего здоровья, экономики и деловой активности взаимосвязаны; вместе они усиливают общий негативный эффект, и, возможно, будут ощущаться длительное время. Имеются абсолютно ясные аргументы в пользу государственной поддержки семей и компаний, которая направлена на смягчение воздействия этого кризиса на занятость и средства к существованию, а также сокращение его долгосрочных последствий. Многие страны, включая Российскую Федерацию, объявили о реализации пакетов стимулов, в которых присутствуют меры по укреплению систем социального обеспечения населения, обеспечению ликвидности для финансового сектора, а также помогающие компаниям пережить нынешний спад в экономике. Все эти действия оправданы перед лицом нынешнего кризиса», прокомментировал Директор и Постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации Рено Селигманн.
Он также отметил, что при оказании помощи государство должно придерживаться определенных принципов.
Во-первых, поддержка, оказываемая предприятиям, должна приводить к минимальным искажениям и быть нацеленной на решение неотложных проблем с ликвидностью, сокращение масштабов увольнений и предупреждение банкротств. По словам Селигманна, такие меры должны быть максимально адресными и охватывать только те предприятия, которые были жизнеспособными до кризиса, а не направляться тем, кто способен более эффективно лоббировать свои интересы.
Во-вторых, важно выстроить последовательность оказания такой поддержки. Широкие меры стимулирования налогово-бюджетного характера, призванные активизировать спрос в экономике, не будут давать эффекта до тех пор, пока меры сдерживания не станут менее жёсткими, а люди не начнут возвращаться на работу.
Наконец, поддержка должна выстраиваться таким образом, чтобы она поступала всем компаниям, в том числе МСМП (малым, средним и микропредприятиям) и прочим субъектам экономической деятельности, которые могут не иметь доступа к технологиям и организациям, задействованным в большинстве программ поддержки, считает Рено Селигманн.