Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Переосмысление управления в многополярном мире

Исследования
17 января 2020

Доклад 19-го Дохийского форума (Doha Forum), прошедшего 14–15 декабря 2019 года под общей темой переосмысления процесса управления в многополярном мире, имеет целью внесение вклада в обсуждение этой темы и в стратегический диалог о будущем глобальной системы управления.

Авторы доклада полагают, что для переосмысления текущей системы государственного управления и лучшей адаптации её к быстро меняющимся глобальным тенденциям необходимо постичь многочисленные грани сегодняшнего многополярного мира. Наиболее значимыми из этих граней являются следующие сферы:

  • сфера глобального и регионального управления (кризис многосторонних отношений; вызовы, стоящие перед международным правопорядком; растущий охват региональных организаций);
  • сфера, связанная с движением населения и социумом (беженцы и мигранты; человеческий капитал и глобальное неравенство);
  • сфера, связанная с гендером и молодёжью (оценка достижений женщин; «Молодёжь, мир и безопасность» и инклюзивные многосторонние отношения; инклюзивное управление в многополярном мире);
  • сфера политики и безопасности (рассредоточение власти по миру; новые трактовки государственности и национальной идентичности; меняющаяся природа конфликтов; кибер-технологии и другие новые технологии);
  • сфера экономики и технологий (трансграничные экономические потрясения; незаконные финансовые потоки; новые технологии, кибербезопасность и технология блокчейн в гипервзаимосвязанной глобальной экономике);
  • сфера экологии (углубление климатического кризиса; надвигающаяся угроза нехватки воды).

С учётом достигнутых с огромным трудом успехов, а также и неудач в перечисленных сферах многополярного управления, в докладе подробно изложены следующие десять принципов, направленных на укрепление управления и коллективных трансграничных действий:

  1. Мирное разрешение конфликтов путём диалога: международные конфликты между двумя или более сторонами должны разрешаться в первую очередь путём переговоров и компромиссов; возможность законного применения силы следует рассматривать только в том случае, если все мирные способы разрешения конфликта исчерпаны.
  2. Обеспечение всеохватного, открытого и справедливого процесса принятия решений: принятие решений на всех уровнях управления должно осуществляться с привлечением всех заинтересованных сторон и отражать общее понимание универсального характера человеческого достоинства и равенства.
  3. Отстаивание международного права: все государства заинтересованы в соблюдении международного правопорядка и в дальнейшем его развитии для разрешения разногласий и современных общемировых проблем.
  4. Уважение к суверенному равенству всех государств: в многополярном мире возникающие центры силы должны уважать суверенное право малых государств и взаимодействовать с ними в духе солидарности и сотрудничества.
  5. Укрепление международных организаций: государства в партнёрстве с мировой общественностью и деловым сообществом должны инвестировать в возможности, прозрачность деятельности и общую эффективность межнациональных организаций для создания общественных благ для всего мира.
  6. Продвижение прав человека и гражданской этики во всём мире: государства и их партнёры в мировом гражданском обществе и деловых кругах должны работать над продвижением базовых прав человека, в том числе путём формирования общемировой гражданской этики, и стремиться к тому, чтобы чувство обладания этими правами становилось более универсальным и повсеместным.
  7. Гарантия межпоколенческих прав и обязанностей: наивысшие соображения морального и этического порядка должны учитывать политические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты процесса принятия решений, которые могут повлиять на здоровье, безопасность и средства к существованию будущих поколений.
  8. Принятие социально-культурного многообразия и терпимое отношение к разногласиям: государства должны вести работу по воспитанию уважительного отношения к культурному, этническому, религиозному и региональному многообразию и стремиться по возможности к широкой репрезентативности в глобальных организациях управления, одновременно упрочивая и другие ключевые международные ценности.
  9. Инвестирование в человеческий капитал: для того чтобы дать реальный толчок развитию человекоориентированного и гуманного управления во всём мире, и государственный, и частный сектор должны вкладывать значительные средства в человеческий капитал.
  10. Сохранение и восстановление природных ресурсов: путём многостороннего сотрудничества с участием государств, международных организаций, мировой гражданской общественности и делового сообщества человечество должно удвоить свои усилия, для того чтобы сделать управление природными ресурсами рациональным и продвинуться в сторону устойчивой модели экономики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
8 февраля 2018
Ежегодная встреча Всемирного экономического форума 2018: Формирование общего будущего в разобщенном мире

В данном отчете приводятся предложения из более чем 400 сессий официальной программы, а также результаты более чем 200 сессий, организованных сообществами Форума.


Исследования
7 августа 2020
Тринадцать тезисов об экономике: июнь 2020
Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования представляют 12-й выпуск «Тезисов об экономике». В очередном материале рассматриваются вопросы, связанные с инфляционными процессами после отмены карантинных ограничений, состоянием российского бюджета и стабилизацией промышленности после глубокого спада.
Статьи
27 января 2021
Вызовы региональной безопасности: балтийский вектор

Статья Ю.М. Зверева и Н.М. Межевича, опубликованная в журнале «Международная жизнь», посвящена вопросам региональной безопасности.

Исследования
12 декабря 2018
Сломанный социальный лифт? Как содействовать социальной мобильности

В исследовании ОЭСР представлен комплекс мер по решению проблемы низкой социальной мобильности, необходимых для того, чтобы избежать серьёзных социальных, экономических и политических последствий.