Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Итоги V Международного Арктического Форума «Арктика – территория диалога»

Аналитические дайджесты
14 октября 2019

V Международный арктический форум «Арктика — территория диалога» (МАФ-2019), состоявшийся в Санкт-Петербурге 9–10 апреля 2019 года, проходил под девизом «Арктика. Океан возможностей». Повестка Форума была посвящена обсуждению вопросов комплексного социально-экономического развития арктических территорий, выработке механизмов раскрытия и освоения ресурсного потенциала региона. В Форуме приняли участие более 3600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, ведущих средств массовой информации.

Арктика обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций. Однако раскрытию экономического потенциала Арктики препятствует ряд проблем экономического характера. В первую очередь это издержки ведения деятельности — повышенные затраты на завоз топлива, материалов и оборудования, оплату труда; ускоренный износ техники; необходимость компенсации экологических рисков; неразвитость инфраструктуры.

Российское государство уделяет значительное внимание освоению и развитию Арктического региона. Так, сформированы новые органы управления территорией: Арктика включена в сферу ответственности Министерства по развитию Дальнего Востока; разработаны государственные программы по шести стратегическим направлениям развития Арктики: авиация, судостроение, спецтехника, навигация, нефтегазовые технологии, специальные материалы.

Особое внимание необходимо уделять развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры в Арктическом регионе, подчеркнул Президент Российской Федерации Владимир Путин: «Хорошо понимаем, что это основа, необходимая база для будущих инвестиций и бизнес-инициатив». В настоящее время Российская Федерация реализует ряд крупных проектов по созданию транспортной инфраструктуры в материковой части Арктической зоны. Ключевой из них — создание Северного широтного хода (СШХ). По оценке Министерства транспорта РФ, СШХ обеспечит значительное сокращение — до 1000 км — протяжённости транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. Кроме того, реализация проекта будет способствовать решению проблемы перегруженности существующего южного маршрута, выходящего на Транссибирскую магистраль. Для изолированных энергетических сетей в отдалённых районах Арктики перспективно внедрение малых энергоустановок на органическом топливе, атомных станций малой мощности, мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, технологий возобновляемой энергетики.

Изменение климата — ключевой фактор, который необходимо учитывать при освоении Арктики. Глобальное потепление, вызванное ростом выбросов парниковых газов, создаёт угрозу хрупкой экологии региона. Необходимо активизировать научные исследования в Арктике, обеспечить непрерывный мониторинг ситуации в регионе. Основа решения проблем экологии — международное сотрудничество. Продвижение природосберегающих и природоподобных технологий во всех сферах — в промышленности, транспорте и в энергетике — станет приоритетом председательства России в Арктическом совете, которое она примет в 2021 году. Основными инструментами социального развития арктических регионов должны стать национальные проекты. Но участники Форума предложили и ряд дополнительных механизмов, которые помогут улучшить положение дел в сферах здравоохранения, жилищного строительства и образования. Главное — развитие этих сфер должно идти с учётом потребностей и особенностей региона.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
29 августа 2019
Ледоколы будут ходить в арктике как трамваи. Семь вопросов o Северном морском пути

Северный морской путь для кого-то — просто линия на карте, для кого-то — романтические экспедиции Дежнева, Колчака, Шмидта или любимый с детства фильм «Два капитана». А еще это грандиозный проект мирового масштаба, построение кратчайшего пути, который будет не только связывать европейскую часть России с дальним Востоком, но и станет транспортной Артерией для всего мира. Возможно ли, что корабли начнут ходить по северным морям «в режиме электричек»? Когда запустится проект, который романтики сравнивают по масштабу разве что с запуском человека в космос? На эти и другие вопросы мы отвечаем вместе с заместителем гендиректора госкорпорации «Росатом» и главой дирекции Северного морского пути Вячеславом Рукшей.


Исследования
31 мая 2019
Рынок утилизации отходов (2018 год)

Институт «Центр развития» Высшей школы экономики представляет исследование рынка утилизации отходов в России и мире, включая мировые тенденции и перспективы развития отрасли по обращению с отходами.


Исследования
4 сентября 2022
Облигации как инструмент привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты

В исследовании АКРА рассматриваются особенности использования облигаций в качестве одного из способов привлечь финансирование в инфраструктурные проекты.