Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Школа vs жизнь

Экспертное мнение
3 июня 2019
Школа vs жизнь
Дата выхода
03.06.2019
Авторы
Демьяненко Оксана

Сегодня выпускники школы пишут коды для умных роботов, знают о кибербезопасности и Big Data больше, чем многие из нас, ориентируются в современных промышленных технологиях и решают практические бизнес-кейсы. Казалось бы, перед ними бескрайняя свобода выбора и множество вариантов развития. Многие из них способны после школы легко освоить новые hard skills. Но достаточно ли этого для того, чтобы успешно выстроить свою траекторию развития?

Не понравился вуз — имей смелость поменять свой образовательный маршрут. Не хватает коммуникативных навыков и уверенности — ищи социальные практики и проекты, где ты можешь быть полезным. Не зацикливайся на себе, помогай другим, делись тем, что умеешь. Такая решительность, и при этом вдумчивость и критичность, и зрелым людям часто не по плечу, а нашим детям она нужна здесь и сейчас.

Профессиональный выбор нынешнего выпускника школы будет, скорее всего, меняться в течение жизни, а вот личностный стержень в условиях неопределенности и изменений должен быть крепким.

Школа должна мотивировать учеников пробовать себя в новых проектах

Что же может школа, чтобы подготовить своего умного и перспективного выпускника к реалиям жизни? Помимо академических успехов, необходимым и важным результатом образования становится умение делать выбор, принимать решения, адекватно оценивать себя и ситуацию, мыслить широко, креативно и динамично. Для успешной реализации во взрослой жизни ключевыми становятся накопленные в школе личные ресурсы: ценностные, интеллектуальные, творческие, эмоциональные и физические. И конечно, умение эффективно взаимодействовать, работать в команде, добиваться результата. Если эти компетенции формируются параллельно с ценностью уважительного отношения к людям, мнениям и пространству, в котором живешь, от локального до глобального, с развитием способности к эмпатии, можно считать, что педагогическая миссия школы выполнена.

Но и это не все. Современный молодой человек знает, например, что удел ученого — вовсе не покрытые пылью безвестные лаборатории, а публичная карьера и коммерциализируемые проекты. Для этого нужны не только исследовательские, но и предпринимательские компетенции. Приехал к тебе в школу топ-менеджер ведущей ИТ-корпорации — не тушуйся, подходи и задавай вопросы, договаривайся о стажировке, нанимайся в проект, параллельно веди блог, участвуй в конкурсах и олимпиадах, светись на конференциях и слетах.

Современный молодой человек знает, что удел ученого — вовсе не покрытые пылью безвестные лаборатории, а публичная карьера и коммерциализируемые проекты. Для этого нужны не только исследовательские, но и предпринимательские компетенции

Чтобы мыслить out of the box, молодому человеку нужна перспектива. У современной школы нет права вариться в собственном соку, так много внешних импульсов воздействуют на нее. Более того, она сама генерирует их. И результат обучения в школе не может сводиться только к баллам на экзаменах или победам в олимпиадах. Школа становится для своих учеников особенно значимой тогда, когда сама имеет мотивацию и возможность расширять свои компетенции, сотрудничать не только с вузами, но и исследовательскими организациями, предприятиями, проектами, которые создают новые практики и новое знание.

Суть и смысл профилизации не только в количестве часов по профильным предметам и взаимодействии с профильным вузом. Бесценны для подростков личные содержательные контакты и менторство профессионалов-практиков. При этом эффективность такой коммуникации зависит от очень важного условия: она должна быть на языке подростков, содержательной, вдохновляющей и понятной.

Спросите, зачем это профессионалам? Мотивация неочевидна, но осознание того, что тип личности и интерес к профессиональной сфере формируется именно в школе, в профессиональном сообществе есть.

Современные школьники разбираются в технологиях лучше многих взрослых

Есть проекты, предприятия и корпорации, которые, играя вдолгую, начинают формировать человеческий и кадровый потенциал со школьной скамьи. В образовательной среде становится больше примеров, когда научно-исследовательские и промышленные сообщества создают свои школы или образовательные практики. У школы на такие практики есть большой запрос, потому что для нас это возможность динамично развиваться, иметь актуальное содержание и быть по-настоящему
эффективными.

Справка

Международная гимназия инновационного центра «Сколково»
учреждена 26 января 2015 года Фондом «Сколково» в целях развития инфраструктуры иннограда. Образовательные программы и образовательная среда развиваются с учетом контента, который является уникальным продуктом деятельности стартапов и партнеров Сколково: знания, компетенции, исследовательские практики.

IB World School
Обучение ведется по Федеральному государственному образовательному стандарту и в соответствии с требованиями Международного бакалавриата (IB). Гимназия имеет статус IB World School и авторизована по трем программам IB — начальной, средней и старшей школы. Выпускники гимназии получают российский аттестат об образовании и международный диплом IB, который дает возможность поступления в ведущие мировые вузы.

Преподавательский состав и контингент учащихся
Сегодня в Гимназии Сколково работает 170 педагогов и обучается 530 студентов в возрасте от 2 до 17 лет. Все учителя и студенты вовлечены в исследовательскую деятельность. В 2019/2020 учебном году численность студентов вырастет еще на 150 человек. Порядка 70% студентов — дети участников экосистемы Сколково. Гимназия открыта для внешних поступающих. 550 учащихся в возрасте от 1,5 до 17 лет обучаются по 50 программам дополнительного образования.

Эндаумент
В 2018 году в Гимназии Сколково основан фонд целевого капитала. ФЦК гимназии входит в четверку самых крупных школьных эндаументов страны. Средства ФЦК Гимназии Сколково призваны обеспечить стабильное развитие организации, разработку образовательных программ, совершенствование инфраструктуры, обеспечение международной мобильности студентов и учителей.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
18 января 2022
Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона 2021-2022

Доклад подготовлен по итогам мероприятия «Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона» в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ.


Исследования
6 апреля 2021
Будущее рынка устойчивого финансирования в РФ: банки формируют рынок

Исследование рейтингового агентства «Эксперт РА» посвящено обзору будущего рынка устойчивого финансирования в России. Несмотря на пандемию, 2020 год оказался успешным для российского рынка финансовых инструментов устойчивого развития. При этом Россия еще отстает от Запада как по объему, так и по сложности рынка.

Исследования
23 сентября 2017
Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире

Новый взгляд на Повестку дня в области устойчивого развития 2030 призывает страны и заинтересованные стороны работать вместе в сфере борьбы с голодом и предотвращении всех форм недоедания. Успешная реализация указанных направлений возможна лишь в том случае, если сельское хозяйство и продовольственная система станут устойчивыми, поставки продовольствия стабильными, а все люди будут иметь реальный доступ к питанию. Этим вопросам посвящен соответствующий отчет.

Экспертное мнение
29 декабря 2021
Углеродное регулирование: вызовы и возможности для России

Глобальная низкоуглеродная трансформация требует от России переосмысления задач климатической и энергетической политики. Эффективным инструментом сокращения выбросов и диверсификации национальной экономики может стать цена на углерод. Апробация углеродного регулирования запланирована в рамках сахалинского эксперимента, опыт которого затем планируется масштабировать на всю страну.