В первой половине 2018 года ВВП в России демонстрировал положительную динамику. Эксперты отмечают и позитивные официальные ставки инфляции, и рост заработной платы, однако потребители всё равно чувствуют инфляционное давление. Развивается тенденция к сокращению покупок, средний чек постепенно снижается. Покупатели делают выбор в пользу более дешёвой продукции, отдают предпочтение магазинам «у дома». Потребители всё более остро реагируют на повышение цен, которое неизбежно из-за увеличения себестоимости многих товаров.
Тем не менее большинство категорий ритейлеров оценивают свой бизнес как растущий. Активнее всего развиваются сети по продаже бытовой техники и электроники, самый медленный рост зафиксирован в категории детских товаров.
Ожидания ритейлеров по сравнению с предыдущими годами намного более негативны. Рост сильных игроков скорее всего будет происходить за счёт слабых компаний, которые не смогли адаптироваться к новым условиям. Изменение НДС вкупе со снижением покупательной способности скорее всего приведёт к снижению операционной прибыли. Такая ситуация потребует от ритейлеров пересмотра стратегии: придётся «понять» потребителя, создать гибкую операционную систему и повысить эффективность затрат.
Основными двигателями бизнеса в новых условиях будут квалифицированный персонал, грамотное взаимодействие с поставщиками и цифровизация внутренних процессов в компаниях.