Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Экономический пояс евразийской интеграции

Исследования
1 сентября 2016

В последние годы евразийское пространство стало одним из центров интенсивного развития процессов экономической интеграции. Создание сначала Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а затем Евразийского экономического союза с присоединением к нему Армении и Кыргызстана привело к появлению в Евразии общей таможенной зоны с населением более 180 млн человек, ключевой целью которой является создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Сегодня интерес к созданию зон свобод ной торговли с ЕАЭС проявили уже более 40 стран, есть и целый ряд государств, выступающих за продвижение углубленного торгово-экономического сотрудничества, выходящего за рамки классической либерализации торговли.

Развитие регионализации является попыткой найти ответы на современные вызовы, варианты, позволяющие нащупать новые форматы взаимодействия и, в конечном счете, сформировать обновленную мировую экономическую архитектуру. Региональная торгово-экономическая интеграция зарекомендовала себя в мировой практике как работающая модель стратегического развития для отдельных стран и групп государств. Можно утверждать, что от эффективности региональных интеграционных объединений будет в решающей степени зависеть будущее международной торговой системы.

Идея сопряжения ЕАЭС и ЭПШП представляется особенно актуальной в контексте развития МРТС. В настоящее время Россия и другие страны — члены ЕАЭС не участвуют в существующих МРТС, и использование идеи сопряжения для включения в процесс создания собственного МРТС позволит странам ЕАЭС активнее влиять на формирующиеся сегодня международные торговые режимы и отстаивать свои интересы.

Концепция построения Экономического пояса Шёлкового пути предполагает созда ние обширной зоны экономического сотрудничества от Китая до Европы (от Шанхая до Лиссабона) с населением 3 млрд человек.

В реализации данной концепции государствам — членам ЕАЭС с самого начала отводилась особая роль. Подтверждением этого стали уже упоминавшиеся подписание Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути 8 мая 2015 года в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, последующее закрепление этой идеи в Уфимской декларации ШОС и запуск переговоров о заключении соглашения о всеобъемлющем торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.

Одним из главных вызовов сегодня как для руководителей стран ЕАЭС и Китая, так и для экспертного сообщества и представителей бизнеса является задача наполнения идеи сопряжения конкретным содержанием. Для стран ЕАЭС важно, чтобы сопряжение содействовало процессу евразийской интеграции, обеспечению безопасности и экономического развития на евразийском континенте. Для этого необходимо проведение обстоятельной научной экспертизы, основанной на междисциплинарном комплексном анализе политических и экономических возможностей и рисков такого сопряжения.

Кроме того, одной из ключевых задач на данном этапе развития процесса сопряжения является выработка в рамках ЕАЭС единой позиции по формату, площадкам и направлениям сопряжения, а также определение приоритетных проектов в области сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.



Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Интенсификация регионального экономического сотрудничества ЕАЭС-АСЕАН: драйверы и барьеры

В статье проведен краткий анализ текущего состояния экономического сотрудничества ЕАЭС-АСЕАН, выделены направления его развития, среди которых наращивание взаимного товарооборота рассматривается как предпосылка для интенсификации других сторон взаимодействия.

Исследования
22 июля 2019
Транспортные коридоры Шёлкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. Доклад № 50, 2018 г.

Доклад Центра интеграционных исследований Евразийского Банка Развития содержит результаты анализа влияния барьеров в сфере международных грузовых перевозок на параметры логистики, транзитного потенциала и развития транспортных коридоров стран — членов ЕАЭС.

Экспертное мнение
6 сентября 2018
Взгляд со стороны восходящего солнца

Президент Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) Сигэру Мураяма — о том, как нивелировать экономические колебания, повысить конкурентную привлекательность дальневосточных ТОР и привить японские высокие технологии на российской почве.


Исследования
16 апреля 2018
Среди нефтеэкспортеров СНГ только Казахстан не столкнется с рисками замедления экономики

Исследование АКРА посвящено обзору восстановления экономик стран СНГ после экономического шока 1990–1995 годов и их дальнейшему потенциальному росту. Акценты ставятся на неравномерность процессов экономического роста, анализ его факторов и ограниченного потенциала. Факторы и меры некоторых стран СНГ, которые привели к более быстрому росту экономики, чем в России, можно использовать в стратегическом планировании развития нашей страны.