Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

«Мало сделать что-то новое – нужно убедить рынок, что продукт является эффективным»

Экспертное мнение
29 ноября 2022
«Мало сделать что-то новое – нужно убедить рынок, что продукт является эффективным»
Дата выхода
29.11.2022
Темы

Заведующий отделением челюстно-лицевой и реконструктивно-пластической хирургии НКЦ2 РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского, генеральный директор ООО «Гистографт» Илья Бозо занимается уникальными разработками в сфере регенерации тканей. Один из продуктов его компании «Гистографт» уже зарегистрирован и применятся на практике. Перед Конгрессом молодых ученых — 2022 Илья Бозо рассказал Фонду Росконгресс, как выводить на рынок перспективные научные разработки и где ждать прорывы в современной медицине.

— Вы занимаетесь разработкой ген-активированного материала для улучшения регенерации костей. В чем инновационность технологии? Ее преимущества перед аналогами?

— Мы с командой занимаемся разработкой не одного, а целой линейки ген-активированных материалов для регенерации не только костной, но и других тканей. Это целая технологическая платформа. Первый продукт линейки — медицинское изделие для регенерации костной ткани «Гистографт» — уже зарегистрирован и применяется в рутинной клинической практике с 2020 года. Успешно пролечены уже более 3000 пациентов. Мы разработали его совместно с Институтом металлургии и материаловедения РАН им. А.А. Байкова. Хороший пример успешного академического и индустриального партнерства. Отличительная особенность технологии состоит в использовании молекул, кодирующих какой-либо ген человека, в качестве фармацевтически активного компонента материала. После имплантации в зону дефекта тканей молекулы высвобождаются из структуры материала, поступают в клетки, которые начинают использовать их для синтеза терапевтического белка и продуцируют его в течение 10–14 дней. Других изделий из класса ген-активированных материалов в клинической практике ни в России, ни за рубежом пока нет — все разработки на стадиях доклинических исследований.

— Как вы оцениваете объем и перспективы рынка подобных материалов в России и мире?

— Российский рынок остеопластических материалов небольшой, по нашим оценкам не превышает 25 млн долларов, но глобальный рынок — совсем другое дело. Ген-активированные материалы, которые мы разрабатываем, показаны не только для регенерации костной ткани, но и для заживления повреждений кожи, «мягких тканей», слизистых оболочек — а это дополнительные рынки, другие, в том числе более емкие, чем рынок остеопластических материалов.

— Какие практические шаги вы предпринимаете для внедрения разработки?

— Все стандартно: уже с этапа клинических исследований начинаем активно вовлекать лидеров мнений в процесс, стараемся охватить всю целевую аудиторию новостями о наших разработках, донести преимущества. Ну а с момента регистрации запускаем клинические апробации и стараемся эффективно использовать основные маркетинговые инструменты внедрения и продвижения. Но медицинские рынки весьма консервативны: мало сделать что-то новое и эффективное — нужно еще и убедить весь рынок, что продукт таковым является. На это, по ряду примеров из практики, может уйти столько же времени, сколько на разработку от идеи до регистрации.

— Биотех — отрасль с очень высоким порогом входа, где реализовать проект без поддержки государства, крупных институтов развития практически нереально. Вы чувствуете сегодня эту поддержку? В чем она заключается?

— Конечно, без такого рода поддержки, особенно на самых ранних стадиях, таких как посевная, «proof-of-concept», когда риски очень высоки, обойтись крайне сложно. Уже на более продвинутых стадиях, когда становится понятным, что продукт работает, можно привлечь средства инвестора. Мы использовали и продолжаем использовать все доступные инструменты поддержки биотехнологических стартапов — Фонд Сколково (налоговые льготы, микрогранты), программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (получали СТАРТ-1, СТАРТ-2, Бизнес-СТАРТ), Российский научный фонд.

— Какие ключевые проблемы в развитии российской науки вы видите? Каковы возможные пути их решения?

— Научное знание — «сущность» безграничная. Ее развитие всегда идет в условиях конкуренции и кооперации. Текущие геополитические события неизбежно накладывают отпечаток и формируют потенциальные проблемы для развития науки в России. Пути решения: усиление государственной поддержки, в том числе на этапе внедрения инновационных разработок в практику (для медицины это — этап после получения регистрационного удостоверения на препарат или медицинское изделие/оборудование), организация международных коопераций в дружественных странах, интенсификация академического и индустриального партнерства, запуск мероприятий по улучшению инвестиционной привлекательности российских разработок.

— Почему для вас важно участвовать в Конгрессе молодых ученых в «Сириусе»?

— Это знаковое мероприятие, подводящее итоги года во всех отраслях науки и формирующее повестку для планов на годы последующие. Также это возможность обзавестись новыми профессиональными контактами и коммуникациями, что всегда полезно.

— 2022–2031 годы объявлены в России Десятилетием науки и технологий. Какие открытия в области медицины мы можем увидеть в течение этого времени?

— Очень сложно давать такие прогнозы. На мой взгляд, основные прорывы стоит ждать в уже сформировавшихся трендах: искусственный интеллект, генная терапия и регенеративная медицина, что-то на стыке персонализированной медицины и медико-генетической диагностики, лечение орфанных заболеваний и т. д. В общем, посмотрите программу Конгресса молодых ученых: все тренды там представлены — по ним и ждем открытий.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
31 июля 2020
Отсрочка для легкой атлетики, проблемы Инфантино, новый тест на допинг и дебютный Roscongress Cyber Cup

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за 29–31 июля.

Исследования
24 сентября 2018
Рост неудовлетворённости врачей в Европе указывает на срочную необходимость изменений

Доклад международной консалтинговой компании Bain & Company посвящён исследованию возрастающего недовольства европейских врачей положением в здравоохранении их стран и изменениям, необходимым для преодоления сложившейся неблагоприятной ситуации.


Аналитические дайджесты
27 апреля 2021
Дайджест лекарств StopCOVID-19. Выпуск № 15

Группа компаний «ХимРар» представляет дайджест топ-публикаций об исследованиях и разработках, проводящихся во всем мире в поисках эффективных возможностей лечения и профилактики COVID-19, по состоянию на 26 апреля 2021 года.

Исследования
13 октября 2020
Проблемы в коммуникациях пациентов при взаимодействии с разными институтами

Исследование «Проблемы в коммуникациях пациентов при взаимодействии с разными институтами» проведено Центром «Социальная Механика» в рамках проекта «Коммуникации-Помощь-Доверие НКО» (КПД НКО), выполняемого Центром поддержки инициатив с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а так же при поддержке Всероссийского союза пациентов.