Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) третий год подряд проводит опрос о текущем состоянии российской рейтинговой отрасли. В 2018 году опрос проводился впервые после окончания переходного периода реформирования этой отрасли в России.
По сравнению с прошлым годом, уровень доверия к рейтингам агентств вырос: 88% респондентов заявили, что в целом доверяют им. В наибольшей степени кредитным рейтингам доверяют те участники финансового рынка, которые в своей деятельности используют рейтинги одновременно по национальной и по международной шкалам и рассматривают их как взаимодополняющие инструменты при принятии инвестиционных решений. АКРА отмечает, что такая практика становится всё более распространённой.
Усиление госрегулирования и случаи корректной, по мнению участников рынка, оценки эмитентов основные причины роста доверия к кредитным рейтингам. С момента проведения прошлогоднего опроса степень доверия к рейтингам агентств, работающих на российском рынке, выросла у 42% респондентов, в 2017 году о росте доверия сказали 30% опрошенных, а в 2016 году лишь 8%. Основными факторами, вызывающими сомнение в корректности оценок рейтинговых агентств, стали недооценка кредитного риска и запоздалая реакция, а также снижение конкуренции на российском рынке рейтинговых услуг. При этом доля респондентов, считающих текущий уровень конкуренции в данном секторе фактором, который негативно сказывается на качестве рейтинговых оценок, за последний год уменьшилась.
Меньшее число опрошенных, чем год назад, выразили недовольство степенью охваченности российской экономики кредитными рейтингами. В наибольшей степени удовлетворены охватом респонденты, которые используют рейтинги только по национальной шкале. Недостаток кредитных рейтингов заметнее всего в таких секторах, как строительство и недвижимость, АПК, медиа и информационные технологии.
Основным критерием при выборе рейтингового агентства стала его репутация на российском рынке, в то время как год назад респонденты говорили об одинаковой важности репутации агентства как на национальном, так и на международном рынках.