Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Общество ждет позитива

Экспертное мнение
16 мая 2024
Общество ждет позитива
Дата выхода
10.04.2018
Авторы
Федоров Валерий

Насколько социологические исследования сегодня влияют на те решения, которые принимает власть?

Массовое сознание — довольно нестабильная материя. Сегодня хочется одного, завтра — совсем другого. Поэтому есть большой риск, потакая сиюминутным желаниям, запросам, заблуждениям и порывам народа, принять неверное решение. Расскажу одну удивительную историю из нашей практики. Мы как-то решили спросить соотечественников, вращается ли Земля вокруг Солнца или наоборот. Так вот, 24% населения считают, что был прав не Коперник, а Птолемей. И это не шутка. Кстати, в Штатах сторонников Птолемея еще больше. Вот скажите, насколько правильно принимать какие-либо важные решения на основании этой информации?

На мой взгляд, самый правильный подход, когда мы говорим об общественном мнении, таков: политику необходимо знать, изучать и понимать, как устроено общественное мнение, но принимать решения он должен исходя из собственного видения не только текущей ситуации, но и перспективы. Потому что политик тем и отличается от обычного человека, что он приходит во власть со своим видением желательного будущего, со своими ответами на важные вопросы.

Чего ожидают наши граждане от следующего президента?

Декабрьский опрос показывает, что три главные проблемы наших граждан — низкие зарплаты, низкие пенсии и неудовлетворительное состояние здравоохранения. Вот это три проблемы и должен в первую очередь решить избранный в 2018 году президент страны.

Известный факт состоит в том, что денег много не бывает. Как сделать так, чтобы человек считал, что ему достаточно существующей зарплаты или пенсии? Такое в принципе возможно?

Многие проблемы, которые кажутся нерешаемыми, в какой-то момент вдруг оказываются решенными. Например, проблема ЖКХ: еще пять лет назад тарифы и состояние ЖКХ были проблемой номер один во всех наших опросах. Особенно когда качество услуг еще хромало, а тарифы начали резко расти. С 1 января поднимаем тарифы, в марте — региональные выборы, в результате получаем рост протестного электората и все сопутствующие «прелести». Сегодня ЖКХ в первой пятерке волнующих население проблем нет! Значит ли, что она решена? Нет, конечно. Но была проделана большая работа, она дала эффект, и теперь это уже не то, что волнует в первую очередь.

Или другая проблема — рост цен. Высокая инфляция много лет была проблемой номер один-два во всех опросах. А сейчас ее тоже нет в первой пятерке! Спасибо Центробанку... Поэтому, возвращаясь к вопросу o зарплатах и пенсиях, убрать их с первых мест можно двумя способами. Либо, не дай бог, прилетит очередной «черный лебедь» и они будут вытеснены еще более острыми проблемами, либо уровень дохода людей ощутимо поднимется.

Но ведь судя по данным официальной статистики, у нас уже начался экономический рост.

Именно так. Экономисты говорят, что уже год, как мы растем на 1,5–1,8%, но население пока этого не чувствует. Для людей пока ситуация выглядит следующим образом: в 2014–2016 годах мы не бросили своих и ради этого пошли на конфронтацию с Западом. Запад нам за это отомстил: санкции, девальвация рубля, отсутствие возможности ездить в Турцию и Египет, исчезновение некоторых продуктов. Мы все эти трудности восприняли как цену собственной самостоятельности и независимости (кстати, для большинства населения не очень высокую). Но по прошествии двух лет, в конце 2016 года, конфронтация с Западом из острого, терминального вызова превратилась в рутину. Кризис поднадоел. Два года падения, ну пусть и неглубокого, дают о себе знать. «Жировые отложения» (финансовые накопления) исчерпаны, люди устали затягивать пояса, уже хочется отдыха, праздника. А праздника все нет... То есть люди видят, что ситуация улучшается, кризисные ожидания пошли на спад, но подъем, рост экономики на них пока почти никак не отражается. Нужен какой-то понятный индикатор улучшения: чтобы открывались новые предприятия, чтобы на зарплату можно было бы позволить себе чуть больше... Конечно, для 2% россиян, которые имеют собственное дело, индикаторы совершенно другие, потому что они, собственно, этот экономический рост и создают. Но их мнение, к сожалению, на общем фоне статистически не значимо.

Много ли исследований вы проводите?

Их становится все больше. Нашей главной инновацией 2017 года стал переход в ежедневный режим опросов. Когда ВЦИОМ только основали, опросы проводили эпизодически, несколько раз в год. Затем перешли на раз в месяц. С 2005 года вошли в еженедельный режим. И вот теперь наконец в ежедневный! Мир ускоряется — ускоряемся и мы.

Зачем это нужно и что это изменит?

Во-первых, появилась техническая возможность проводить опрос и обрабатывать данные в течение одного дня. Мы внедрили ряд новых технологий опросов. Сегодня девочка с ручкой и бумагой ушла в прошлое, все делается по телефону, с помощью большого коллцентра, в режиме реального времени. То есть сегодня вечером мы сформулировали вопрос, а завтра вечером уже получили ответы и послезавтра написали первый аналитический отчет.

Во-вторых, буквально 5–6 лет на- зад период распространения информации, несмотря на все электронные средства коммуникации, составлял 12–14 дней, а теперь он сократился до нескольких дней. То есть условно 5 лет назад мы опрашиваем население на тему послания Президента. Через день-два после послания мало кто знает и понимает, о чем оно, мало дается содержательных ответов. Через неделю, когда прошли какие-то публикации, аналитические телепрограммы, — уже значительно больше. А сейчас, если послание было, например, в четверг, результаты опроса на следующий день, в пятницу, мало чем отличаются от тех, которые будут через неделю. Тут сказывается и влияние соцсетей, и общего ускорения распространения информации, укорачивания ее «жизненного цикла».

Следующей стадией наших изменений будет более плотная работа с интернет-аудиторией. Если вы заметили, в последние 2–3 года появилась тенденция: уже не принято звонить — значительно более удобно и корректно писать короткие сообщения. И люди стали менее охотно разговаривать по телефону, не так охотно берут трубки...

Так что наша задача на 2018 год — освоить цифровые пространства, перевести общение с аудиторией из телефонного, аудиального в письменный, в Интернет.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
29 мая 2019
Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой
Исследование Центра стратегических разработок направлено на разработку институциональных изменений, необходимых для разрешения ряда проблем, существующих на данный момент в жилищно-коммунальном комплексе России и не позволяющих реализовать план по созданию эффективного снабжения населения коммунальными услугами.
Экспертное мнение
8 ноября 2022
Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы

Доклад Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» И.И. Сечина «Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы» на Специальной сессии XV Веронского Евразийского экономического форума.


Статьи
11 февраля 2019
Ленинградская область – эффективная площадка для развития бизнес-инноваций

В конце октября 2018 года аффилированные компании «Филип Моррис Интернэшнл» в России (ФМИ) объявили о старте производства инновационной продукции с пониженным риском в Ленинградской области на фабрике «Филип Моррис Ижора». Запуск новых производственных линий табачных стиков для системы нагревания табака IQOS стал итогом реализации первого этапа масштабной инвестиционной программы ФМИ по развитию высокотехнологичного производства инновационной продукции в России. По мнению Ашока Раммохана, президента аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Беларуси, Ленинградская область представляет все возможности для успешного инвестирования и развития бизнеса.

Исследования
19 апреля 2021
Вызовы углеродного регулирования

Энергетический бюллетень Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации за март 2021 г. (№ 94) посвящен перспективам введения ЕС трансграничного углеродного регулирования.