Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменения нормативных актов в целях их реализации

Исследования
26 марта 2018

Доклад стал результатом длительной работы, которая проходила во взаимодействии с Верховным судом РФ и ведущими представителями юридического сообщества.

Предлагая меры по улучшению судебной системы, авторы доклада ориентируются не столько на идеальные представления или внешние заимствования, сколько на предметно-проблемный подход. Игнорирование такого подхода и попытки бездумного переноса зарубежного опыта нередко приводили к непредсказуемым результатам.

Обсуждаемые предложения направлены на решение ключевой проблемы, сдерживающей эффективное функционирование судебной системы — недоверие институтам, призванным защищать права граждан. Несмотря на позитивную динамику последних лет (доля россиян, положительно оценивающих работу судов, растет, а доля оценивающих отрицательно — падает) уровень негативных оценок хоть и незначительно, но все же преобладает (см. рис.1). Наиболее заметным образом недоверие судебным институтам сказывается на инвестиционном климате в стране.

Институт проблем правоприменения провел серию диагностических эмпирических исследований. В итоге, удалось выявить проблемы высокой нагрузки на судей, в том числе бюрократической, низкого качества и непрозрачности кадрового отбора в судейском корпусе, избыточной репрессивности и слабого контроль над обвинением в уголовном процессе и т.д.

О слабом судебном контроле над следствием и наличии обвинительного уклона говорят следующие данные, обобщенные за последние пять лет: в 91% случаев суд удовлетворяет ходатайства следственных органов на применение меры пресечения в виде предварительного заключения и, в среднем, судья выносит оправдательный приговор один раз за семь лет.

Таким образом, авторы доклада сконцентрировались на трех направлениях преобразований:

  • улучшение качества судейских кадров, процедур отбора и назначения судей;
  • преодоление организационных ограничений и укрепление независимости судей;
  • снижение нагрузки и рационализация судебного процесса.

Меры по улучшению качества судейских кадров, процедуры отбора и назначения судей:

  1. Создать единый, постоянно действующий, независимый от ведомств, Федеральный центр подготовки судей. Назначение судей увязать с результатами обучения и экзаменов.
  2. Отменить требование обязательного высшего юридического образования для секретарей судебного заседания и секретарей суда. Одновременно эта должность должна быть исключена из перечня должностей, занятие которых дает юридический стаж.
  3. Наделить помощников судей процессуальными функциями (подготовка проектов судебных решений, разъяснение сторонам их прав и обязанностей, действия по мирному урегулированию спора, истребование доказательств).
  4. Увеличить фактическую заработную плату работников аппарата вдвое или до уровня средней по региону и др.

Меры по снижению организационных ограничений и укреплению независимости судей:

  1. Изменить порядок назначения председателя судов — ввести процедуру выборов или выдвижения кандидата в председатели коллективом суда на основе рейтингового голосования коллектива суда.
  2. Ограничить пребывание в должности председателя суда сроком 4 года и не более двух сроков подряд.
  3. Сократить роль председателя суда при назначении судей и повысить роль квалификационной коллегии судей.
  4. Отменить институт распределения премий по рекомендации председателя суда и др.

Меры по снижению нагрузки и рационализации судебного процесса:

  1. Повысить пороговые суммы для гражданских исков государственных органов (ФНС, ПФР с 3 до 10 тыс. руб.)
  2. Повысить государственную пошлину для юридических лиц; дифференцировать госпошлины в зависимости от судебной инстанции.
  3. Ввести обязательное прохождение внутриведомственной апелляции до подачи судебного иска.
  4. Снять препятствия для прекращения на стадии следствия уголовных дел по нереабилитирующим основаниям и др.

Методология доклада, выросшая из сочетания права и социологии, предполагала большое внимание не только к процессуальным, но и к организационным, социокультурным аспектам работы судебной системы. Авторы исходили из того, что поведение участников судопроизводства зависит от множества факторов: распределения административной власти внутри организации, корпоративных интересов, норм профессиональной среды, карьерных амбиций, стремления избежать рисков и т.д. В полной мере суд станет независимым и справедливым только при реализации целого комплекса нормативных и организационных мер, которые подробно изложены в предлагаемом докладе.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Перспективы борьбы с контрафактом в условиях новой геополитической реальности

В сложившихся условиях борьба с контрафактом приобретает особую значимость, превращаясь из лобового противостояния в игру по особым правилам, где важно не только, каковы будут правила игры, но и кто их будет устанавливать. Следует отметить тот факт, что государство демонстрирует гибкость и желание слушать и слышать участников процессов, предлагая оптимальные варианты решения проблемы. Обсуждение в формате дискуссии бизнес-структур и государства позволяет увидеть риски и оценить угрозы, особенно в сфере нелегального оборота инновационной продукции, предложить оптимальные решения, жизнеспособность которых можно проверить на практике.

Исследования
13 февраля 2019
Следующие 20 лет

В основу книги «Следующие 20 лет», выпущенной PwC в России совместно с Фондом Росконгресс и порталом «Вести. Экономика», легли прогнозы ведущих бизнесменов, экономистов и политиков на ближайшие 20 лет, озвученные в рамках форума VESTIFINANCE.


Статьи
30 мая 2018
Эффект прозрачности

В ближайшие 8–10 лет в мире ожидается активный рост проектов маркировки и прослеживания товаров (track & trace). Этот инструмент делает товарный рынок прозрачным и создает цифровую платформу для бизнеса и потребителей. Так формируется экономика доверия.

Исследования
11 апреля 2018
Белая книга закупок

В современной экономике госзаказ играет стратегическую роль. Время, когда он рассматривался упрощенно, в качестве правил снабжения государственных органов, давно прошло. На первый план вышел системообразующий потенциал госзаказа. Его экономическая суть заключается в трансформации государственного спроса в фактор экономического развития. В современной России в контрактную систему привлекаются средства объемом, равным 31 — 37% ВВП страны. К сожалению, в сфере государственных и регулируемых закупок встречаются элементы неэффективного использования ресурсов. Центр стратегических разработок подготовил «Белую книгу закупок» для того, чтобы предотвращать эти явления и предоставить заинтересованным сторонам информацию о способах эффективной организации закупок.