Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Влияние COVID-19 на космическую промышленность

Статьи
14 октября 2020

Эксперты ОЭСР отмечают, что в рамках цифровизации экономики сигналы и данные спутниковой связи играют все более важную роль в развитии общества, в том числе экономическом. Недавний рост в этом секторе экономики привел к беспрецедентному уровню развития предпринимательства и активности стартапов. Однако кризис, вызванный COVID-19, обратил вспять эту положительную тенденцию. Многие компании космического сектора смогут справиться с кризисом, однако значительная часть компаний испытывает трудности, в особенности малые и средние предприятия, которые составляют основную часть субъектов космической отрасли. Принимая во внимание высокую стоимость входа на рынок, существует риск того, что кризис может привести к большей концентрации отрасли в руках крупных игроков, а также к банкротству мелких и молодых фирм, которые являются ключевыми источниками инноваций, занятости и экономического роста сектора. Поэтому космическим агентствам и другим государственным органам необходимо в полной мере учитывать эту проблему при ответе на кризис.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

За последнее десятилетие экономическое значение космического сектора значительно возросло, однако малые и средние компании отрасли в условиях пандемии столкнулись с высоким риском банкротства.

В цифровой экономике спутниковая связь играет большую роль в экономическом развитии общества. Инвестиции в космические программы способствуют развитию научных исследований, знаний, технологий и получению коммерческих цифровых продуктов и услуг. В то время как многие крупные компании космического сектора смогут справиться с текущим кризисом COVID-19, существует значительное количество компаний, в особенности малых и средних предприятий, обычно составляющих основную часть игроков космической отрасли, которые испытывают трудности. У специалистов растут опасения по поводу среднесрочных и долгосрочных последствий кризиса для государственных бюджетов разных стран и потребительского спроса, поскольку многие участники отрасли ожидают значительного сокращения финансирования будущих программ.

За последнее десятилетие экономическое значение космического сектора значительно возросло, поскольку компании, появившиеся на рынке, разработали инновационные продукты и услуги, в значительной степени отвечающие потребностям рынка. В настоящее время более 80 стран имеют космические программы, в том числе множество миссий по исследованию космоса и разработке технологий по наблюдению за Землей. Этот сектор, коммерческая выручка которого в 2018 году оценивалась в 277 млрд долл. США (в основном за счет спутниковых систем), все чаще рассматривается как движущая сила инноваций и роста экономики в целом. Государственные инвестиции по-прежнему имеют решающее значение для поддержки общей космической инфраструктуры, науки и НИОКР, при этом бюджеты разных стран, направленные на развитие космической сферы, по самым скромным оценкам составляют около 75 млрд долл. США в год.

Учитывая высокую стоимость входа на рынок (значительные технологические и финансовые риски, жесткие требования правительств), существует риск того, что кризис может привести к концентрации отрасли в руках небольшого количества компаний, а мелкие и/или молодые фирмы, которые являются ключевыми источниками инноваций, занятости и экономического развития отрасли, могут оказаться на грани банкротства.

Видео: roscongress.org/sessions/biznes-za-predelami-atmosfery-razvitie-rynka-kosmicheskikh-uslug/search/#00:09:03.743

Государствам необходимо принять меры для поддержки предприятий космического сектора и учесть интересы мелких игроков рынка.

Структурные особенности космической отрасли делают ее особенно уязвимой перед экономическими потрясениями. Космический сектор включает множество видов деятельности, начиная от производства, запуска ракет и эксплуатации спутников, и заканчивая разнообразными коммерческими приложениями, зависящими от спутниковых данных и сигналов (например, широкополосная связь). Освоение космоса и производство спутников характеризуются низкими объемами производства и высоким уровнем специализации с ограниченным числом специалистов и подрядчиков. Цепочки добавленной стоимости становятся все более глобальными, но многие страны хотели бы сохранить определенный контроль в космической сфере.

Малые и средние предприятия составляют основную часть коммерческих субъектов космического сектора (например, 95% в Канаде, 92% в Корее). Более того, они полагаются в основном на государственные источники доходов. В то время как государственные контракты защищают отрасль от краткосрочных последствий кризиса, растет беспокойство по поводу среднесрочных и долгосрочных последствий для государственных бюджетов и спроса. Многие участники отрасли ожидают значительного сокращения финансирования будущих программ.

Космические агентства и другие государственные органы должны выступить в качестве спонсоров для космических НИОКР, их продуктов и услуг, а также для обеспечения непрерывности космических операций, ускорения и упрощения процедур закупок. Для всего этого могут потребоваться различные целенаправленные меры с целью поддержки инновационной космической экосистемы. Политики должны принять во внимание следующие тезисы:

  • В качестве основных заказчиков космической отрасли национальные космические агентства и другие компании должны учитывать уязвимость мелких игроков космического сектора в своих действиях по реагированию на кризис, упрощая процедуры и адаптируя критерии приемлемости для программ поддержки и закупок, чтобы облегчить доступ мелких компаний к государственному и частному финансированию.
  • Национальные космические агентства также должны повысить наглядность существующих и новых правительственных долгосрочных космических программ и схем их финансирования, позволяя компаниям удерживать необходимый квалифицированный персонал и успокаивать своих инвесторов.
  • Государству необходимо развивать существующие центры бизнес-инкубации и схемы тестирования и демонстрации продуктов, уделяя особое внимание потребностям МСП и предпринимателей (например, поощрять снижение платы за доступ к средствам тестирования или вовсе ее отменить).

Видео: roscongress.org/sessions/spief-2019-kosmicheskaya-ekonomika-potentsial-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-biznesa/search/#00:31:15.200

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Освоение космоса, Авиакосмическая отрасль и COVID-19, посвященных возможным путям стабилизации экономики и поддержки космической промышленности в условиях пандемии.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Аналитические дайджесты
18 июня 2021
Новые расследования в мировом спорте: харассмент, коррупция и «культура страха»

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 15 по 18 июня.

Экспертное мнение
1 октября 2020
Девять месяцев пандемии COVID-19: есть ли свет в конце тоннеля?

Интервью доктора Говарда Бюхнера (Howard Buchner), главного редактора Журнала Американской медицинской ассоциации (Journal of American medical аssociation — JAMA), с доктором Энтони Фаучи (Antony Fauci) , директором Национального института Аллергии и инфекционных болезней (США) было записано 25 сентября 2020 г. Перевод на русский, редакция и комментарии были подготовлены специально для Фонда Росконгресс д.м.н. Гузель Улумбековой.


Аналитические дайджесты
13 октября 2020
Токио-2020 со зрителями, взятки за бойкот Пекина-2022 и дуэль чемпионов мира в Уфе

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за 9–13 октября.

Исследования
21 января 2021
Без фэнтези: российский бизнес в коронавирусные времена

Исследование PwC, основанное на результатах опроса руководителей российского бизнеса (крупного, среднего, малого), посвящено оценке инвестиционного климата в стране, направлениям для инвестирования и изменениям внутри компаний, связанным с ведением и развитием бизнеса в период пандемии COVID-19.