Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Открытость государства в России

Исследования
1 июля 2019

В рамках данного доклада авторы используют наиболее универсальный подход, который трактует открытость государства как совокупность трёх основных направлений: открытость информации, открытые данные и открытый диалог. Предполагается, что доклад об открытости государства будет ежегодным, а его выводы и рекомендации будут востребованы и учтены для общего блага российского общества и государства.

В сфере открытости государства в России пройден большой путь, прежде всего в направлении создания необходимой нормативной базы. Однако практика правоприменения во многом носит формальный характер, а качество процессов обеспечения открытости остаётся низким. Развитие же такой области, как открытый диалог, в целом остаётся на неудовлетворительном уровне, несмотря на определённые успехи десятилетней давности. Во многом это связано с отсутствием чётко поставленных целей и качественного управления развитием открытости.

По мнению авторов доклада, для дальнейшего развития открытости государства в России необходимо создание единого органа, курирующего вопросы открытости и осуществляющего координацию по работам в этой области, включая взаимодействие с экспертным сообществом, формирование общих правил для системы государственного и муниципального управления и контроль за их исполнением. При этом необходимо учесть опыт «Открытого правительства», которое ввиду структурных проблем, слабой институционализации и отсутствия серьёзных полномочий не смогло достаточно эффективно выполнять роль такого органа.

Предложенный в докладе Рейтинг открытости является первой попыткой построения системного мониторинга ситуации по открытости государства в целом и по его составным аспектам. Авторы проанализировали работу 22 федеральных министерств и 50 федеральных служб. В рамках применённой методологии рейтингования наиболее высокие результаты министерства демонстрируют по направлениям открытости информации и открытости данных. По этим направлениям более половины — по 13 министерств — попали в высшую категорию A. По направлению открытости диалога половина министерств (54%) оказалась в категории B, в категорию A попало семь министерств (32 %), в категорию C — три (14%).

Важным в проделанной работе является не столько сам процесс оценки министерств и служб от более открытых к менее открытым, сколько рекомендации отдельным ведомствам по улучшению ситуации с открытостью. В дальнейшем авторы доклада собираются сформировать не только общий рейтинг открытости органов государственной власти, но также и отраслевые, тематические рейтинги, которые позволяли бы оценивать открытость в отдельных сферах экономики и общественной жизни.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
19 декабря 2025
Финансовая поддержка регионов остается одним из важнейших приоритетов Федерального бюджета в 2018–2020 годах

Насколько остра проблема долговой нагрузки бюджетов субъектов России, достаточно ли инструментов у региональных властей для стимулирования экономического роста, насколько сбалансированы отношения между центром и регионами? Об этих и других проблемах, касающихся государственных финансов в российских регионах, рассказал министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов.

Экспертное мнение
26 марта 2020
Антон Табах: Кремлевский пакет: кому помогут антикризисные инициативы Владимира Путина

Предложения президента улучшают слишком умеренный план правительства. Но их недостаточно, чтобы компенсировать малому бизнесу и сфере услуг потери от снижения спроса, а также оказать помощь оставшимся без работы в крупных городах.


Экспертное мнение
27 декабря 2022
Подготовка кадров для реальной, а не виртуальной экономики

В экспертном заключении основное внимание уделено проблеме восполнения дефицита квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Показаны недостатки современной системы подготовки кадров, как со средним, так и высшим профессиональным образованием: инерционность и отсутствие гибкости; несоответствие реализуемых образовательных программ реальным потребностям экономики; слабая связь образовательных учреждений и работодателей. Обоснована необходимость формирования единой и сбалансированной системы подготовки кадров — от рабочего до исследователя. Сформулированы рекомендации для профильных органов государственного и муниципального управления, а также для заинтересованных организаций и бизнес-структур.