Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Цифровые монополии и киберугрозы. Столкновение платформ и государств

3 сентября 2021
Цифровые монополии и киберугрозы. Столкновение платформ и государств

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Услуги глобальных цифровых платформ и экосистем прочно вошли в повседневную жизнь

«Глобальные цифровые платформы стали неотъемлемой частью нашей жизни, они везде, где есть интернет-соединение, — это и поисковые сервисы, и социальные сети, и облачные хранилища. За последние несколько лет на наших глазах эти компании выросли в транснациональные монополии», — директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко.

«Платформы и экосистемы — это реальность, и с ней спорить глупо. Это удобно, это выгодно — и потребителям, и производителям, в том числе малому бизнесу. Это распрямляет пути между заказчиком и потребителем услуг и товаров. Экосистема и платформа позволяют нам удовлетворить максимально большое число потребностей в максимально короткое время», — заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.

Регулирование деятельности глобальных цифровых платформ является общемировой тенденцией

«Основная тенденция в мире — это усиление регулирования глобальных цифровых платформ на национальном уровне. Государства занимаются борьбой с их монопольным положением, противодействием непрозрачной модерации контента, совершенствованием системы налогообложения и защитой персональных данных пользователей. Во многих странах мира в 2021 году принят целый ряд мер в сфере антимонопольной политики — это и Евросоюз, и Великобритания, и США», — директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко.

«Страны — цифровые лидеры с разной степенью эффективности подбирают ключи к новой индустрии. Мы еще в начале этого большого пути. Наши законодательные действия имеют логику, они обоснованы и в целом реагируют на вызовы с учетом специфики рынка. Наше IT-законодательство должно быть антимонопольным по духу, в нем должны быть предохранители от монополизации наших IT-рынков со стороны американских и китайских компаний», — член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

ПРОБЛЕМЫ

Возможность манипуляции поведением и мнением пользователя со стороны глобальных цифровых компаний

«Сегодня ситуация меняется — не цифровые платформы спрашивают, что нужно потребителю, а они уже формируют мнение потребителя. Они формируют его сознание, и часто это формирование переходит в манипулирование, что на самом деле опасно. Безусловно, этот вопрос должен контролироваться и регулироваться со стороны государства», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов.

«Платформы берут на себя право принимать политически мотивированные решения в отношении того или иного контента, который им не нравится. При этом руководствуются не национальным законодательством страны или международными правилами, а непрозрачной корпоративной политикой. Такая история наблюдалась в прошлом году, когда YouTube заблокировал „Царьград“, и в этом году ряд наших СМИ, к сожалению, имели схожие проблемы», — директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко

«Еще один вызов, который стоит перед нами, — это контроль рекомендательных алгоритмов. Когда речь идет о торговых площадках, рекомендация — это хорошо. А когда пользователь прочитал пост антипрививочников, и алгоритм начинает накидывать ему еще больше мракобесия и теории заговора?» — член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

Опасность уничтожения уникальных продуктов при регулировании их деятельности

«Где та грань, при которой государство должно регулировать рынок экосистемы цифровых платформ, чтобы не допустить монополизации в тех или иных сферах? Где грань между свободой, которая должна быть предоставлена цифровым платформам для того, чтобы, с одной стороны, развивать национальных лидеров в этой сфере, и ограничениями? Эти вопросы сегодня активно обсуждаются на разных площадках», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов.

«Когда мы говорим о регулировании платформ, мы исходим из того, что есть платформы глобальные, и есть российские. Всего три страны, по большому счету, могут сказать, что на их рынке есть глобальные и локальные платформы — это США, Китай и Россия. У нас есть конкурентоспособные и эффективные платформы и экосистемы, которые на нашем рынке без какого-либо давления со стороны государства успешно конкурируют с глобальными гигантами. И нам важно со всеми нашими мерами регулирования не разрушить этот баланс. Здесь нужно выступать максимально осторожно и при этом последовательно, понимая, что нам нужно помогать своим», — заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максим Паршин.

РЕШЕНИЯ

Курс на прозрачность в работе цифровых платформ

«Первое — это разумная открытость цифровых платформ. Мы не говорим о том, что надо раскрывать все алгоритмы приоритизации или внутренние механизмы работы платформ. Но базово каждый пользователь должен понимать, как это работает и что является приоритетным, например, при выборке в поиске или в том, какие товары и услуги вам предоставляются», — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Петр Иванов

«Мы сейчас работаем над законодательной инициативой, направленной на защиту российских пользователей, на то, чтобы над рекомендательными алгоритмами был общественный и государственный контроль. Мы не хотим вмешиваться, но мы хотим прозрачности», — член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.

«Приземление» глобальных IT-компаний

«Во всем мире прослеживается запрос на „приземление“ иностранных IT-платформ, поскольку в очень большом количестве случаев они не имеют своего представительства в той или иной стране, где они работают и получают прибыль. И государство не может принудить их исполнять нормы национального законодательства. Подобная работа по „приземлению“ IT-платформ и принуждению их открывать официальные представительства и офисы ведется во многих странах мира, в Европе. Показателен опыт Турции, в которой в прошлом году приняли закон, из-за которого были оштрафованы на миллионы долларов ведущие иностранные IT-платформы — Facebook, Amazon. Этот опыт был в полной мере учтен и у нас, когда мы разрабатывали и принимали закон о „приземлении“ иностранных IT-платформ», — директор АНО «Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации» Вадим Глущенко.

«Закон о „приземлении“ иностранных платформ по духу антимонопольный, он обязывает иностранные платформы с высокой долей российских пользователей открывать представительства в нашей стране, он не обязывает строить здесь свои офисы. Пока речь идет о личном кабинете в системе, специально созданной Роскомнадзором, зарубежным игрокам нужно назначить ответственных лиц, которые будут иметь полномочия для работы с государственными ведомствами», — член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин.