Дальневосточный федеральный округ имеет большой экономический потенциал и интересен бизнесу, но в округе существует дисбаланс между инвестиционным и экономическим потенциалом
«Дальний Восток это регион крайне интересный, это особо значимый регион для государства. Не зря Президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил Дальний Восток приоритетом России на весь 21 век. И с точки зрения инвесторов этот регион представляет огромный интерес. С одной стороны это огромные ресурсы, это близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону, всевозможный научно-технический потенциал», заместитель председателя член правления ВЭБ.РФ, генеральный директор ВЭБ.ДВ Артем Довлатов.
«На Дальнем Востоке банально не хватает людей, регион занимает 40% территории, а живет всего 5,5% жителей страны. Как решить главный вызов дисбаланс экономического и инвестиционного потенциала? Первый и очевидный это вахта. Современные вахтовые поселки по уровню комфорта не уступают существующим городам. Либо второй вариант делать так, чтобы жители стремились в города, чтобы появлялись новые рабочие места. Возникает тема городской среды, качества жизни. Вот это качество жизни по всем опросам служит здесь главной причиной оттока населения», архитектор, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.
ПРОБЛЕМЫ
Барьеры для инвесторов, в числе которых высокая стоимость строительных материалов, нехватка кадров, повышенные риски
«Конечно же, существуют определенные барьеры, и инвесторы относятся до сих пор с определенной опаской с точки зрения инвестирования средств в этот регион, поскольку существуют и объективные преграды это и преграды, связанные с населением [недостаток кадров], это издержки, которые связаны со строительными вопросами. <...> Дальний Восток абсолютно урбанизированный край. В этом кроется огромный вызов, чтобы прекратить отток населения или обеспечить приток населения, нужно увеличивать качество жизни в городах. Здесь необходимо стратегическое планирование в городах», заместитель председателя член правления ВЭБ.РФ, генеральный директор ВЭБ.ДВ Артем Довлатов.
«Все прекрасно понимают, что на новых территориях и, особенно, на Крайнем Севере ограничения это сезонность, летняя навигация длится порядка ста дней, а потом возможность доставки через Росатомфлот. На Крайнем Севере можно строить только зимой, летом по тундре ездить нельзя, увеличивается срок и капитальные затраты на все инфраструктурные объекты. Повышенные риски повышается риск при оценке проекта, и ставка, и стоимость заимствований, требования к заемщику в отношении залоговых обязательств. Мы в гораздо худших условиях, чем если бы делали такой проект в более развитых регионах, например, в Центральной Сибири», генеральный директор ООО «Северная звезда» Сталбек Мишаков.
Необходимость благоустройства и преобразования городов Дальнего Востока для повышения их туристической привлекательности, повышения качества жизни в городах
«Туристические проекты важны для самих жителей Камчатки, потому что они повышают качество жизни. <...> Но, в обратную сторону, качество города влияет на туристический поток, на то, как себя чувствует турист, попадая на территорию региона. И, конечно, я здесь не буду скрывать, что внешний облик Петропавловска-Камчатского, городская среда, общественные пространства, сам настрой городской среды он сейчас не является фактором привлечения туристов. <...> Мы должны это переломить, начиная с центра города», губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
РЕШЕНИЯ
Создание территорий опережающего социального экономического развития (ТОР) и других преференциальных режимов для инвесторов
«Многие меры [привлечения инвесторов] предприняты, уже многие события состоялись. Одним из ключевых при принятии этого решения [компании Васта Дискавери, которая участвует в реализации туристического проекта Парк Три вулкана в Камчатском крае, прийти на Дальний Восток] было то, что существует система ТОРов территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Это действительно отличная преференциальная система, налоговая, организационная, инфраструктурная, которая позволяет рассматривать проекты большие, которые в любой другой ситуации мы бы никогда не рассмотрели. <...> Но нужна еще тонкая донастройка внутри преференциальных режимов», генеральный директор ООО «Васта Дискавери» Сергей Бачин.
Развитие транспортной инфраструктуры, развитие мастер-планирования как одного из инструментов комплексного развития территории
«Один из инструментов комплексного развития территории это мастер-план. Сейчас мы делаем три проекта это Большое Золотое кольцо, Крым и три территории на Дальнем Востоке: Приморский край, Камчатка и Сахалин. Мастер-план это инструмент, когда можешь быстро и гуттаперчиво вносить изменения в моменте. Это социально-экономическое развитие города, синергия развития города и привлечения инвесторов», генеральный директор компании «Прогород» Александр Чеботарев.
«Проект строительства нового международного терминала будет реализован за 18 месяцев, порядка 5 млрд инвестиций собственные средства и деньги партнеров из ВЭБ.ДВ и ВЭБ.РФ. Он будет единым технологическим комплексом, самым современным на Дальнем Востоке. Мы живем на Дальнем Востоке, наши партнеры из Юго-Восточной Азии, без нормальной инфраструктуры невозможно развивать ни туризм, ни инвестиционные проекты. Аэропорт это всегда лицо, в том числе международное. Пандемия скоро закончится, а инфраструктура, которую мы строим, не на год-два, а на десятилетия», председатель совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк.
«В среднем города Дальнего Востока на 10% уступают городам России по жилищной обеспеченности, по качеству медицинских услуг. Здесь нужно прорывное интенсивное развитие. Мастер-план комплексное развитие территории может быть залогом такого развития. <...>. На уровне ДФО центр компетенций по городскому развитию. Второй момент округ испытывает сильный дефицит специалистов, особенно в области архитектуры и градостроительства. Надо запустить по аналогии с программой Архитектор.РФ программу Архитекторы.ДВ, чтобы улучшить кадровый потенциал региона», архитектор, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов.
Поддержка крупных транспортных логистических проектов, экспорт рыбной продукции напрямую в Европу
«Корпорация Рыба.РФ создана крупными рыбопромышленными компаниями, чтобы преодолеть этот вызов (запрет импорта рыбной продукции из России в Китай под предлогом ковидных ограничений. Ред.) и собрать единую логистическую цепочку, которая позволит [поставлять рыбу из ДФО] в центральную часть России и напрямую в Европу без участия третьих стран. Создание сети новых современных рыбных портов это Мурманск, Владивосток, Корсаков на Сахалине и Петропавловск-Камчатский. <...> Второй проект рыбной биржи, который будет реализован во Владивостоке и позволит диверсифицировать рынки для поставки рыбной продукции. <...> Помимо инфраструктуры, важен конкурентоспособный сервис, а это невозможно сделать без повышения качества работы таможенных, пограничных органов. Важно создать новую регуляторику, качественный сервис для экспорта рыбы в любую точку мира», председатель наблюдательного совета Инвестиционного товарищества «Корпорация «Рыба.РФ» Александр Крутиков.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org