Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации: механизмы реализации

9 апреля 2019
Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации: механизмы реализации

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Национальные проекты — важнейший инструмент повышения качества жизни в Арктике

«Нацпроекты — это серьезный инструмент исправить социальные диспропорции, повысить качество жизни», — Роман Копин, губернатор — председатель Правительства Чукотского автономного округа.

«Запускается и развивается Северный морской путь, активно развивается промышленное производство. <...> У нас стоит задача, чтобы людям было комфортно жить у нас <...> чтобы молодежь оставалась на территории. <...> В этом смысле очень принципиален вопрос комфортной городской среды», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

«За счет появления новых промышленных проектов <...> создается та база, которая позволит нам кратно улучшить условия жизни в Арктике», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).

Бизнес заинтересован в развитии социальной сферы арктических регионов

«Порядка 170 км нефтепровода находится за полярным кругом. <...> Вдоль каждого нефтепровода в обязательном порядке прокладывается оптоволоконный кабель — это связь, это интернет, это цифровизация <...> За последние 5 лет мы перечислили в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа 22 млрд руб., из них порядка 17 млрд на развитие социальных и инфраструктурных проектов», — Михаил Маргелов, вице-президент ПАО «Транснефть».

ПРОБЛЕМЫ

Неразвитость социальной сферы и инфраструктуры 
в арктических регионах

«Ожидаемая продолжительность жизни во всех регионах, кроме Ямала, ниже общероссийского. Чукотка — 66,1, а по указу (Президента — Ред.) мы должны подойти к планке 78. Высокая смертность трудоспособного населения кратно превышает общероссийский уровень: Чукотка — в 1,7 раза, Карелия — в 1,3 раза, Коми и Архангельская область — в 1,2 раза. Высокий фонд аварийного жилья: в Якутии — в 7 раз выше, чем по стране, в Ямало-Ненецком — в 5 раз, в Архангельске — в 3-4. <...> Показатели социального развития Арктической зоны должны быть не ниже среднего по России», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

«Самое главное — аэропорты. <...> Сегодня мы имеем колоссальные проблемы с тем, что стоимость перелетов внутри региона очень высокая», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).

Реализация национальных проектов в условиях Арктики требует повышенного финансирования

«Что касается коэффициентов фонда обязательного медицинского страхования <...> усредненные коэффициенты, которые сегодня работают, не позволяют нам оплатить или компенсировать затраты медицинских учреждений, особенно затраты в медучреждениях в отдаленных территориях», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

«Условия климатические более жесткие, срок строительный гораздо короче, затрат требует больше. <...> Будем настойчиво ставить вопрос по корректировке и увеличению объемов поддержки на нацпроекты <...> в арктических условиях», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

«И суровые природные условия, и тяжелая логистика, и вызванная этим высокая стоимость строительства приводит к тому, что доля ветхого жилья очень высокая, и количество нового жилья недостаточно», — Максим Филимонов, заместитель генерального директора, главный редактор Информационного агентства России ТАСС.

«Высокая стоимость дорог, жилья, других объектов инфраструктуры, которая несоизмерима с аналогичными показателями центральных регионов», — Роман Копин, губернатор — председатель Правительства Чукотского автономного округа.

Высокая нагрузка на бизнес в Арктике

«В силу законодательства на предпринимателей, которые работают в Арктике, наложен целый набор дополнительных социальных обязательств. И эти издержки делают наш бизнес неконкурентоспособным, когда конкурируют за контракт не на своей территории», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

Отток жителей из арктических регионов

«С северов сегодня готовы уехать 214 тысяч. <...> Чтобы люди, приехавшие туда, закреплялись <...> мы должны выработать те решения, которые позволят работать и быть спокойными», — Николай Харитонов, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

«У нас в ряде городов есть жилищный фонд достойный, но просто оттуда люди выехали. <...> У нас в Мурманской области за последние 30 лет уехало несколько сотен тысяч человек», — Андрей Чибис, временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

РЕШЕНИЯ

Разработка программ развития с учетом особенностей Арктики

«С точки зрения благоустройства нужно думать о том, чтобы та среда, которую мы создаем, была бы многофункциональной, чтобы граждане могли этим пользоваться в период очень длинной зимы и очень короткого лета. <...> Очень много внимания уделяется освещению. <...> Должны быть энергоэффективные дома, которые стоят дороже, потому что вечная мерзлота», — Владимир Якушев, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

«Нужно разобраться с показателями и мероприятиями, которые учтены в нацпроектах, соответствуют ли они той жизни, которая там нужна. Если нет, то их срочно нужно добавлять. <...> Спортзал к школе дополнительно пристраивать, если у них его нет», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Создание рабочих мест

«Надо создавать рабочие места, давать возможности преференций, а в Арктике они требуются в разы больше», — Александр Козлов, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Развитие транспортной инфраструктуры

«Необходимо говорить о комплексе мер по развитию воздушного транспорта: обновление авиапарка, упрощение процедур оснащения аэропортов, расширение использования санитарной авиации», — Роман Копин, губернатор — председатель Правительства Чукотского автономного округа.

«Требуется и продолжение реконструкции Беломорско-Балтийского канала, и создание специального грузового флота. <...> Мне представляется, что это могло бы очень дополнить интерес к Севморпути», — Артур Парфенчиков, глава Республики Карелия.

Снижение налоговой нагрузки

«Я недавно принял решение, чтобы освободить жителей Арктики от тех налогов, которые находятся в ведении республики, это земельный налог, транспортный, на имущество физических лиц <...> все затраты <...> возьмет бюджет Республики Саха (Якутия)», — Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия).