КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
В регионах сложилась благоприятная для реализации нацпроектов экономическая ситуация
«Важен старт как мы стартуем в реализации всей этой работы, так это дальше и пойдет. Старт у нас базируется на неплохих базовых показателях. За прошлый год все регионы имели рост по доходам, в целом все 85 регионов выросли на 15%, большая часть регионов исполнила бюджет с профицитом, и общий профицит составил более 500 млрд рублей, чего не было с 2007 года. И у нас, что тоже важно, продолжал снижаться государственный долг», Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации.
Национальные проекты живой инструмент
«Нацпроекты это не что-то закостенелое, и мы договорились, что по ходу реализации тех или иных нацпроектов будем смотреть и меры государственной поддержки. Поэтому если какой-то проект больше нуждается в государственной поддержке, а какой-то проект не идет, соответственно, будут ресурсы перераспределены», Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации.
«Национальные проекты это, конечно, замечательно. Но кое-что всегда надо подшлифовывать, и вряд ли стоит какие-то принятые решения считать за догму», Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области.
ПРОБЛЕМЫ
Жесткие сроки реализации нацпроектов
«Необходимо сейчас подписать соглашения по параметрам действия национальных проектов с субъектами РФ: денежные соглашения по субсидиям и соглашения по реализации национальных проектов. <...> По национальным проектам и субсидиям 1866 соглашений. Сейчас подписано 1322 на вчерашний день. Осталось два дня для того, чтобы нам успеть заключить эти соглашения как по субсидиям, так и по целевым показателям для субъектов РФ. Если мы до 15 февраля этого не сделаем, деньги поступят в резервный фонд», Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации.
Отсутствие у регионов равных условий для реализации нацпроектов
«У всех регионов разные условия, а задачу мы им поставили одинаковую. В состоянии ли они все выполнять одинаковую задачу, исходя из того, что у них разные условия», Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам.
«Каждый субъект РФ имеет свою особенность, приведу пример. Как Тула, не имея инфраструктуры аэропорта, может нарастить экспортные перевозки по авиационным линиям?», Алексей Дюмин, губернатор Тульской области.
Непроработанность механизмов реализации нацпроектов
«Наш регион подписал 40 соглашений, 4 соглашения еще не пришли к нам, время идет. Мы подписываемся под цифрами и определенными показателями, не понимая, какие методики, какие механизмы и какие расчеты будут использоваться. До нас они не спущены и с нами не согласованы», Алексей Дюмин, губернатор Тульской области.
РЕШЕНИЯ
Комплексный подход к реализации нацпроектов
«Решить задачу улучшения качества жизни людей, просто добавив денег на зарплаты или на пособия, невозможно. Предстоит очень серьезное решение комплексных задач. Нельзя говорить, что какой-то национальный проект, какие-то национальные цели являются приоритетными по отношению к другим. Решить их можем только все вместе», Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам.
Выработка механизмов реализации нацпроектов
«Задача заключается в том, чтобы правильно сконцентрировать ресурсы, усилия для реализации поставленных задач. Есть 15 целевых показателей и методики по определению задач для каждого субъекта, по целому ряду из этих показателей определены значения по каждому конкретному региону», Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации.
«Нам нужно как можно быстрее пройти этап постановки вопросов, при условии, что мы понимаем, что с методиками надо работать дальше, значения показателей по ходу дела могут где-то корректироваться, просто должна быть процедура их обсуждения публичного и понятного. Нам надо переходить к пониманию того, как мы будем переходить к достижению значений этих показателей», Максим Решетников, губернатор Пермского края.
Привлечение частных инвестиций в нацпроекты
«В 2019, 2020 и далее годах пойдут деньги в регионы на реализацию нацпроектов, и эти деньги будут являться основой для стимулирования экономической активности, соответственно, будут увеличиваться и частные инвестиции, и будет больше возможностей формирования доходной базы бюджетов регионов», Антон Силуанов, первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации.
«С точки зрения реальных успехов экономической политики надо обратить внимание на соотношение государственных и частных инвестиций. <...> Причем реальных частных инвестиций, не инвестиций госкорпораций, которые статистически частные, а реальных частных инвестиций. Это и доверие в обществе, и снижение бедности, и все остальные параметры», Владимир Мау, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).
Индивидуальный подход к проблемам и возможностям каждого субъекта РФ
«Нужно с каждым регионом садиться и отрабатывать ту повестку, которая есть. Что мы пытаемся сейчас делать по экономике в рамках рабочей группы Госсовета пытаемся системную рамку выстроить, но при этом работаем и с Тульской областью, в Дагестане ряд мероприятий наметили, с губернатором Астраханской области будем дальше работать. Поэтому тут работа с каждым регионом тоже очень важна, только работая совместно можно достигнуть результатов», Максим Орешкин, Министр экономического развития Российской Федерации.
«Каждый из регионов, анализируя ситуацию у себя, должен четко понимать, на что нужно воздействовать для того, чтобы преодолевать бедность, должен очень четко представлять, какие меры являются приоритетными для него», Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
Отказ от избыточного регулирования
«Мы договорились остановиться в регулировании сверху полномочий субъектов РФ, договорились, что больше никаких решений, не обеспеченных финансами, приниматься не будет. Если мы принимаем решения, мы должны передать соответствующий источник дохода», Виталий Мутко, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
«Надо отменить избыточное регулирование. Может, имеет смысл передать регионам возможность регулировать какие-то вопросы, пусть они сами решают. Наконец, может, вернемся к настоящему бюджетному федерализму. <...> Проблема в том, что во всех методиках у них свободы маневра не остается», Андрей Макаров, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам.
«У нас произошла подмена. Иногда даже административные полномочия мы подменяем финансовыми. Это очень опасная штука, мы не даем развиваться регионам и не даем возможности в т.ч. им в отдельных случаях принимать свои решения, которые в т.ч. будут нацелены на обеспечение показателей национальных проектов, национальных целей», Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.