Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Центр компетенций НТИ, МГУ и Фонд Росконгресс оценили возможности урбанизации как драйвера социально-экономического развития Дальнего Востока

9 сентября 2022
Центр компетенций НТИ, МГУ и Фонд Росконгресс оценили возможности урбанизации как драйвера социально-экономического развития Дальнего Востока

Ускоренное социально-экономическое развитие регионов Дальневосточного федерального округа является одним из ключевых приоритетов государственной политики Российской Федерации. Важнейшим процессом, влияющим на экономический потенциал макрорегиона, является урбанизация — рост и расширение крупнейших экономических центров, увеличение доли городского населения, в том числе за счет концентрации высококвалифицированных специалистов в основных городах Дальнего Востока. Перспективы, возможности и барьеры дальневосточной урбанизации рассмотрены в докладе «Горизонты урбанизации Дальнего Востока», подготовленном Центром компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» на базе МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Фонда Росконгресс к VII Восточному экономическому форуму.

Специфика российского Дальнего Востока заключается в чрезвычайно низкой плотности населения (1,2 человека на 1 км2) и преобладании небольших населенных пунктов. Численность населения Дальневосточного федерального округа по состоянию на 2021 год составляет 8,1 млн человек и снижается приблизительно на 20–40 тыс. человек ежегодно. Крупнейшими экономическими центрами Дальневосточного федерального округа являются города Хабаровск (617 тыс. человек) и Владивосток (603 тыс. человек) Доля Дальнего Востока в ВВП Российской Федерации в 2020 году составила 6,44% (для сравнения в 2016 году — 6,05%). В числе потенциальных драйверов долгосрочного социально-экономического развития ДВФО выделяют:

— географическое расположение вблизи быстрорастущих рынков Азиатско-Тихоокеанского региона;

— наличие значительных запасов природных ресурсов;

 расположение в естественном транспортном коридоре между Европой и Азией;

 создание нового гражданского космодрома «Восточный»;

— наличие научно-образовательного потенциала, представленного научными центрами Российской академии наук и федеральными университетами;

 развитие крупнейших промышленных центров в области авиа-, судо- и автомобилестроения, а также нефтегазохимии.

Таким образом, экономический потенциал Дальнего Востока в значительной степени зависит от темпов урбанизации, увеличения доли высококвалифицированных специалистов и развития системообразующих предприятий на базе крупнейших городских агломераций, а также развития инновационной инфраструктуры, в том числе на базе ведомственного проекта Минстроя России «Умный город», реализующегося в более чем 10 городах ДВФО. Исполнительный директор Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии хранения и анализа больших данных» Алексей Валерьевич Белошицкий указывает на барьеры данного процесса и возможные пути их преодоления: «Урбанизация Дальневосточного федерального округа как один из факторов социально-экономического развития этого региона сталкивается с тремя основными барьерами: отток населения, преимущественно — молодых специалистов, уезжающих в центральные регионы, низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры, а также высокие тарифы на энергоснабжение и логистические услуги. Разнородность регионов Дальнего Востока не позволяет подобрать единое решение для этих барьеров, везде необходимо учитывать местную специфику, включая климатические условия, наличие крупных экономических центров и транспортных узлов. Для эффективного развития макрорегиона нужно согласовать усилия не только на разных уровнях государственного управления, но и на уровне бизнеса и научно-образовательной среды — такая „тройная спираль“ позволит достичь синергетического эффекта в реализации инновационных проектов, что будет способствовать привлечению квалифицированных кадров в крупные города Дальнего Востока».

Дальний Восток обладает внушительными резервами для роста в части развития транспортной и энергетической инфраструктуры как между крупнейшими экономическими центрами, так и в рамках региональной транспортной сети. Обеспечение доступными средствами транспортной мобильности в совокупности со своевременным регулированием энергетических тарифов в кратко- и среднесрочной перспективе могут способствовать увеличению количества инновационных инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке. Привлечение частных инвестиций и, как следствие, развитие туристической инфраструктуры и создание высокотехнологичных производств являются «целевыми показателями» в рамках преодоления барьеров социально-экономического развития Дальнего Востока.

Системный подход к стратегическому планированию развития Дальнего Востока может способствовать созданию новых инфраструктурных проектов и модернизации существующих объектов транспортной сети и производственных мощностей Дальневосточного федерального округа. «Несмотря на значительную удаленность от федерального центра государственного управления, непростые климатические условия и низкую плотность населения, российский Дальний Восток обладает рядом преимуществ, которые при правильном подходе позволят обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие макрорегиона. Урбанизация в данном случае является одним драйверов экономического роста. Для того, чтобы в полной мере реализовать этот потенциал, необходимо проводить комплексную политику, ориентированную на повышение качества городской среды, модернизацию системообразующих предприятий, оказание институциональной поддержки и решение проблем с инфраструктурной обеспеченностью регионов Дальнего Востока» — резюмирует Олег Игоревич Карасев, директор Центра научно-технологического прогнозирования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.