Ключевые выводы
СМП является важной артерией для международных перевозок и для внутренней транспортировки грузов, может быть востребован многими странами
«Мы считаем, что поворот на Восток может происходить только через Север, потому что мы не понаслышке знаем, как сейчас забиты все каналы нашего Дальнего Востока, железные дороги, порты, погранпереходы. И мы все знаем о том, какое значение имеет экономика Севера. <...> В эти проекты [реализуемые на Дальнем Востоке инвестиционные проекты, Ред.] ежегодно вкладывается по два триллиона рублей, и задача государства именно в том, чтобы структура СМП могла соответствовать, потому что сегодня мы не сможем обеспечить вывоз тех объемов продукции, которые мы уже видим, теми мощностями, которые есть, и которые пока содержатся в документах стратегического планирования», Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
«Мы не закрываемся от международного сотрудничества и не будем этого никогда делать, другое дело, что сейчас в Арктическом совете мы председатели, а остальные семь стран-членов сказали, что они больше с Россией дела иметь не хотят. Не хотят не надо, но география от этого не изменится, а рано или поздно они сами придут к выводу, что без нас заниматься Арктикой бессмысленно. <...> Все страны мира в одинаковой степени <...> заинтересованы в том, чтобы ходить Северным морским путем, а запрещать им это делать мы тоже не заинтересованы, потому что мы сами себя лишим огромной прибыли. <...> Для обеспечения Севморпути нам импортозамещение не нужно, потому что у нас и так все есть: самые передовые технологии компаний, который создают ледокольный флот», специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
В создание условий для увеличения объемов перевозимых по СМП грузов вкладываются достаточные средства, но необходимо уделить большее внимания развитию восточной части Арктики
«Без Северного морского пути, без надежных маршрутов на севере нам не обойтись, а ледоколы будут. Ключевой вопрос в локализации. <...> Появится еще один центр развития судостроения», председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.
«С момента запуска проекта темпы перевозок реально впечатляют: в 2018 году проект для Северного морского пути 9,1 млн тонн груза, в 2019 году 19,6 млн тонн груза, столько же было в 2020 году и в 2021 году 20,4 млн тонн груза. Ямал СПГ это интегрированный проект по добыче, сжижению, транспортировке и реализации, но проект имеет огромное преимущество перед другими северными проектами: завод и порт расположены на побережье Северного морского пути, что открывает проекту прямой морской доступ к рынкам стран Европы и Азии», заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов.
«Главное не сокращать планы по строительству ледоколов. <...> Объем грузов растет из года в год по Севморпути, и это приоритет. Плавучие атомные станции. Для Севморпути плавучие атомные станции: при развитии крупной энергетической промышленности тех же месторождений угля, газа, всего нужна энергетика. <...> Приоритет Севморпути идти только в восточном направлении, из-за геополитики много еще неясного, но то, что объем нашего экспорта будет значительно расти на Восток и значительно сокращаться на Запад это, по-моему, факт. Надо развивать восточный сектор Арктики, самый трудный с точки зрения ледовой обстановки, проводки всего, отсутствия многих нужных береговых объектов, безопасности. У нас есть одна серьезная нерешенная задача по Севморпути: мы должны думать о теоретической возможности каких-то аварий, не дай бог, катастроф. Мы обязаны об этом думать, потому что это наша прибрежная зона, это наш берег, и есть ли что случится убирать нам», специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие жестких экологических критериев прохождения судов по СМП
«Наше Минприроды должно разработать очень четкие и очень жесткие, жесточайшие экологические стандарты по классам судов, которые будут ходить, особенно по восточному сектору Арктики. Они должны решить: сколько бортов должно быть у этого судна, и все суда должны соблюдать правила, которые пропишет Минприроды с точки зрения экологии, потому что более уязвимого места на Земле, чем Арктика с точки зрения экологии нет. Самое опасное место с точки зрения экологического ущерба. А мы должны это контролировать, потому что основной сектор Арктики принадлежит Российской Федерации», специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
При росте грузопотока СМП появляются проблемы с логистикой и доставкой грузов
«В Архангельске сегодня грузооборот нашего порта растет абсолютно уверенно, <...> грузоотправители сегодня говорят, что проблема в том, что нет ни одного свободного слота на два месяца вперед, загрузка всей портовой мощности расписана, поэтому порт уже не справляется. Мы развиваемся, строим новую причальную стенку, инвесторы очень поверили в перспективу Северного морского пути. Но есть проблема, которая не дает нам через 2-3 года существенно увеличить грузооборот, это вопрос опережающего строительства подходящей инфраструктуры, в первую очередь железнодорожной», губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
«Мы понимаем, что свои компетенции и свои технологии, свой заряд на развитие мы должны распространить как можно шире: это наше судостроение вообще <...> и расширение инфраструктуры поддержки, и создание цифровых сервисов на территории Севморпути. Нам, строго говоря, в ближайшие год-полтора, надо создать ледовый навигатор, похожий на то, как мы с вами, находясь в автомобиле, получаем оптимальную дорогу с точки зрения пробок, погоды, ледовой обстановки, общей логистики. Это все наша большая задача», генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев.
«Сейчас для того, чтобы обеспечить развитие инфраструктуры Северного морского пути, у нас строится 37 судов, из которых не самая большая часть атомные ледоколы. <...> Что касается крупных судов арктического класса, ледового класса, крупнотоннажных судов это Звезда, суперверфь, но опять-таки: 32 судна сегодня заказано, на 50 есть еще предварительно объем, но это еще зависит от того, как себя будут чувствовать те, кто является заказчиками-эксплуатантами, что будет с их проектами, с их объемами перевозок», статс-секретарь заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов.
РЕШЕНИЯ
Создание новых экономических режимов и строительство судов, отработка МЧС, компаниями и регионами спасения людей в условиях СМП
«Мурманск базовый порт для развития Северного морского пути. <...> Среди ключевых аспектов: развитие Мурманского порта это единственный незамерзающий порт на Севере трансформация Мурманского транспортного узла в мультимодальный хаб и строительство на его территории новых терминалов перевалочного комплекса, развитие судоремонта. <...> Появились два специальных режима: территория опережающего развития и Арктическая зона Российской Федерации это дало очень мощный толчок для развития нашей экономики», губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
«Непростые ледовые условия Арктики, с которыми <...> достаточно эффективно справились: <...> на сегодня создан уникальный флот, <...> [газовозы, Ред.] 365 дней в году заходят в порт Сабетта. Сегодня Ямал СПГ обладает уникальным флотом газовозов, которого практически нет ни у кого в мире. <...> Задача стоит осваивать восточный сектор Арктики, западный уже освоили в круглогодичном варианте. <...> Впервые с начала года мы с судовладельцами успешно завершили внедрение системы постоянного мониторинга параметров работы судов и судовых механизмов, и эта система позволяет нам собирать, накапливать, визуализировать первичные данные, которые поступают к нам в режиме онлайн с судов, осуществлять контроль за эксплуатацией судов в режиме реального времени. Система сама по настройкам, заданным пользователем, анализирует поступающие данные, выявляет отклонения и сигнализирует оператору, что в условиях эксплуатации на Северном морском пути кардинально повышает надежность доставки грузов покупателям», заместитель председателя правления ПАО «НОВАТЭК» Евгений Амбросов.
«Что такое 112 [чрезвычайная ситуация, Ред.] в Арктической зоне? Мы уже приступаем к изучению. <...> Мы хотим с 2027 года значительно увеличить авиационную составляющую: в первую очередь винтокрылую авиацию, у нас реализуется программа на 13 вертолетов, в том числе девять из них в северном, арктическом исполнении МИ-38. Мы продолжаем строительство арктических центров. <...> Президент [России Владимир Путин, Ред.] поставил перед нами задачу совместно с НОВАТЭК и Роснефтью участвовать в строительстве этих центров. <...> Правительство нам поручило разработать стандарт безопасности в Арктической зоне. Уверен, что одним ГОСТом мы не обойдемся», первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян.
«У нас есть ряд интересных предложений, в частности по устройству пунктов спасения, <...> бетонные гидромассивы, если хотите искусственные острова, которые мы считаем целесообразным использовать для обустройства безопасного судовождения, для спасения людей. Не на тающем береге, поскольку потепление идет, а в акватории, как можно более приближенной к судоходным судам. Мы готовы эту технологию поднять и довести ее до промышленной реализации», председатель правления, генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.
Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org