Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Инфраструктурное развитие мегаполиса и городские инновации: трансформация территорий

16 июня 2022
Инфраструктурное развитие мегаполиса и городские инновации: трансформация территорий

Ключевые выводы

Законы зачастую создают дополнительные барьеры при комплексном развитии территорий

«Комплексное развитие территорий должно быть прописано в нашем законодательстве, должна появиться история с прописанной агломерацией, на которой ведется освоение территорий. <...> Барьеры надо убирать»,  первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Кошелев.

«Комплексность — это не просто построить жилой квартал, профинансировать его строительство. Это значит создать среду внутри для людей, которая заключается не только в проживании в квартире. Люди давно не живут в квартирах, они живут в комплексах, потому что в них есть все сервисы, которые им нужны — от спорта до парка, ресторана, образовательного учреждения», —руководитель блока активов ВЭБ.РФ Александр Тарабрин.

Государство должно быть партнером для застройщиков и девелоперов

«Стройка — драйвер любого инфраструктурного развития. <...> Крайне важно совместно с регионами работать по формированию полных, точных, выверенных сведений. Эти данные нужны людям, бизнесу, профессиональным участникам рынка, в том числе девелоперам, застройщикам. Они не должны решать свои проблемы без участия государства. Государство должно войти в партнерство», — заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Елена Мартынова.

«Мы конкурируем не с другими регионами, мы конкурируем с Яндексом, с Wildberries, с компаниями, с их клиентским опытом. И мы как государство должны предложить сопоставимый клиентский опыт, и это непростая задача», — заместитель председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Дмитрий Ялов.

Цифровизация баз данных позволит успешнее развивать территории

«Для того чтобы мы могли быстро запускать новые цифровые сервисы, которые нужны людям, очень важно, чтобы все данные в целом, вся информация перешла в машиночитаемый формат. А это исторически накопленные данные, которые находятся абсолютно на разных уровнях», — заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Елена Мартынова.

«Цифровизация управления. Мы за технологизацию работы как с гражданином, так и с инвестором», — заместитель председателя Правительства Ленинградской области, председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Дмитрий Ялов.

ПРОБЛЕМЫ

«Занимаясь инициативами в области инфраструктуры, мы сталкиваемся с тем, что проектов могло быть и больше, если бы их подготовка проходила быстрее и качественнее. Многие девелоперы, бизнес, инфраструктурные компании сталкиваются с тем, что нет нормального доступа к информации, если проект региональный или муниципальный. И порой они тратят огромное количество времени, чтобы получить исходные данные для расчетов. Сегодня мы видим тенденцию к цифровизации процессов, особенно баз данных, в тех или иных регионах и муниципалитетах», — обозначил тренд генеральный директор Национального Центра ГЧП Павел Селезнев.

Устаревшие законы и перегруженные информационные системы не должны мешать развитию новых территорий

«Вся законодательная база, которая ранее была сформирована, она формировалась в виде уже застроенной территории, в виде сложившейся городской инфраструктуры, улиц. По этой логике формировалось все разрешительное законодательство. <...> Когда мы видим комплексное развитие территории, когда строится новый район, который по объемам сопоставим со строительством нового города, этот район может в себя включать несколько территорий, то может быть часть города, часть области. И там возникают следующие проблемы: построена школа, люди живут. Есть „бумажная“ граница, допустим, черта города, за ней построена школа, которая была заложена в общей планировке района, и туда люди не могут отвести своих детей. Школа, детский сад, поликлиника, а устроиться, попасть туда нельзя», — первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Кошелев.

«Наша база данных о земле и недвижимости юридически значимой — это Единый государственный реестр недвижимости. Сложная очень система, высоконагруженная — 173 миллиона объектов в этой системе, это количество постоянно растет, нагрузка на систему растет», — заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Елена Мартынова.

Железнодорожные вокзалы лишают возможности полноценно использовать городское пространство

«Как правило, вокзалы в крупных городах находятся в центральной части мегаполиса. Специфика железной дороги такова, что привокзальная территория — это довольно большая площадь поверхности земли, по которой проложены рельсы, подходящие веером. <...> Функции этих площадок недостаточна, потому что территория, занимаемая путевым хозяйством, огромная, а функция только одна — движение поездов. Кроме того, что эти зоны выглядят как „проплешины“, они функционально разрывают городскую территорию, пешеходное, транспортное сообщение затруднено и может осуществляться только через мосты, эстакады. В архитектурном смысле, силуэтно, такие зоны выглядят „провалом“», — генеральный директор ООО «Архитектурное бюро AC&АД» Алексей Даниленко.

РЕШЕНИЯ

Комплексный подход и единая цифровая платформа помогут осваивать территории

«Мы во всех проектах изначально формируем среду вместе с нашими партнерами, привлекаем арендаторов. Потом эти площадки либо продаем, либо передаем девелоперам, выходим и финансируем, когда это готовая, комфортная и полноценно запущенная среда. Это наш системный принцип деятельности. В больших проектах это создает среду для малого и среднего бизнеса, дает возможность развиваться и работать в этих проектах огромному количеству компаний и организаций, как государственных, так и частных», — руководитель блока активов ВЭБ.РФ Александр Тарабрин.

«Правительство Российской Федерации 7 июня утвердило постановление о создании Единой цифровой платформы — Национальной системы пространственных данных. <...> В этой платформе будет создано порядка 12 жизненных различных сервисов, конкретно помогающих людям. <...> Нужно связку сделать — связку всех пространственных данных в одной точке», — заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Елена Мартынова.

Строительство и благоустройство масштабных территорий над вокзальной инфраструктурой

«Для нас сейчас абсолютно понятно с точки зрения земельного законодательства, с точки зрения наших корпоративных процедур, как такие территории вовлекать в оборот. И мы видим, что в определенных частях Москвы, прежде всего, есть спрос на такой вид строительства. Сейчас ВЭБ.РФ реализует проект „Слава“ в районе Белорусского вокзала в рамках комплексной застройки, принадлежащей ВЭБу. Есть возможность, и уже проектируется большая пешеходная зона, которая расположится прямо над путями. <...> Сейчас такое строительство возможно, мы готовы предоставлять участки под проектирование и создание объектов над путями», — заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Александр Плутник.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org