Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Интернационализация российского высшего образования в современных условиях

16 июня 2022
Интернационализация российского высшего образования в современных условиях

Ключевые выводы

Ведущие отечественные университеты не отказываются от международности

«Международность любого университета — это стандарт мировой. И в любом случае — вне зависимости от геополитических условий и поворотов международной жизни — нам надо придерживаться этого стандарта и, там где это необходимо, искать новых партнеров, находить новые методы общения с нашими коллегами за рубежом. Не стал бы в целом драматизировать ситуацию, связанную с нашим международным сотрудничеством», — ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

«На данный момент — а уже прошло четыре месяца с начала специальной военной операции — мы не видим какого-то охлаждения к квоте. То есть студенты, которые проявляли интерес еще в прошлом году, регистрировались и собирались ехать учиться — и мы отобрали 23 тысячи иностранных студентов — какого-то оттока или падения интереса нет», — заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов.

«Западные страны — те, про которые мы сейчас говорим „недружественные“ — продолжают сотрудничать, просто не так интенсивно. А с дружественными странами все проекты продолжаются, расширяются, развиваются», — ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Станислав Прокофьев.

Спрос на российское образование по-прежнему высок

«Как устроено отношение к российскому образованию? Оно устроено прекрасно! Мы ведем опросы, и каждый второй участник говорит: нам интересно учиться в России, мы едем изучать науки. Мы хотим работать в экономике», — исполнительный директор ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

Привлекает цена и неочевидные факторы

«По нашей статистике, из Египта желающих учиться в год 3-3,5 тысячи студентов. Мы стали анализировать, почему же все любят обучаться в России. Во-первых, стоимость образования ниже нашей, в том числе если студент хочет учиться в частных вузах. Во-вторых — вы не учитываете наши оценки аттестатов средней школы», — атташе по культуре и директор бюро культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве Мохамед Эльсергани.

«Как это ни странно, бизнес и менеджмент — эти два направления самые рейтинговые в выборе наших потенциальных участников. Почему едут инженерию и технологию изучать, я еще могу догадаться — все-таки первый космический корабль и первый полет в космос были в России. Но почему бизнес и менеджмент? Участники нам отвечают так: Россия — интересная для бизнеса страна, поэтому мы хотим быть успешны в России и получать российское образование», — исполнительный директор ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

Российские публикации в топовых международных научных изданиях продолжатся

«Мы научились публиковаться с учеными из дружественных государств, которые более активны и интересны порой, чем из недружественных. Китай — самый главный партнер в публикациях высокого уровня. В десятку входит Саудовская Аравия, вы не поверите! Где она раньше была? Индия входит, Египет. Там очень инициативные команды молодых ученых, которые хотят чего-то достичь. Старый Свет, к сожалению, и Запад уже погряз — ему много не надо. Они и так почивают на лаврах. А здесь — двигаются вперед, и мы с ними будем сотрудничать. В публикациях высокого уровня очень высокая доля — у нас, например, почти половина, даже чуть больше — это публикации российских ученых без коллабораций. Значит, мы научились публиковаться. Нас и без этих коллабораций пускают в высокоуровневые журналы. И будут дальше пускать», — ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

ПРОБЛЕМЫ

Некоторые страны заставляют своих студентов уезжать из России, но те не хотят

«Не хотели уезжать дети европейские. У меня девочка итальянская рыдала в кабинете: не хочу уезжать, а нас заставляют... Некоторые плюнули и остались тем не менее. Кстати говоря, вообще 60% ребят, которых побуждали уехать после начала СВО, не уехали и сейчас дожидаются дипломов. Так что, я думаю, у нас нормальные перспективы. Просто над ними надо работать и взглянуть на эту историю новым взглядом», — ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

«Создание системы международных расчетов и доступ к финансовым ресурсам у студентов — это ключевая проблема. Это то, почему университеты и были вынуждены свои деньги потратить на поддержку — питание, проживание, отсрочки и так далее. Эту проблему нужно решать, и точно это проблема и задача федерального уровня», — и.о. ректора Мордовского государственного университета Дмитрий Глушко.

«Мы показали иностранным гражданам, что в любом случае Россия, если вы находитесь на нашей территории, обеспечивает со всех сторон вашу безопасность», — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Гуров.

Иностранцам нужны русский язык и адаптация

«Призываю наши университеты открывать отделения своих подготовительных факультетов за рубежом. <...> Зная русский язык, ребята с еще большим удовольствием поедут на наши программы», — ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

«Вопрос с подфаками за рубежом очень важен. Когда ребята уже приезжают, здесь и в первую очередь вопрос русского языка, и очень важно проводить социокультурную адаптацию иностранных студентов. Чтобы мы не сталкивались с ситуацией, когда он приехал и через какое-то время сталкивается с нашими правоохранительными органами», — заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов.

«Где практика, вы мне скажите! Студент должен практиковать, знакомиться с вашей культурой, знать много всего про Россию. Это важно!», — атташе по культуре и директор бюро культуры Посольства Арабской Республики Египет в Москве Мохамед Эльсергани.

«Может быть, есть необходимость — для подготовки и приобщения потенциальных иностранных абитуриентов не только к языку, но и культуре — продумать возможность создания наряду с существующими подфаками вузов какой-то общефедеральной организации — а-ля Гете-институт, например — которая могла бы по единым программам выстраивать систему обучения. И создать единую систему экзаменов», — ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Станислав Прокофьев.

«Часто приходится объяснять, что продвижение русского языка — и здесь университеты, безусловно, ведут огромную работу; у многих очень хорошие кафедры русского языка как иностранного, русистики — это и развитие торгово-экономических отношений, и наука, целый комплекс. Но если дергаешь только за одну ниточку, достаточно сложно будет в этом направлении продвинуться», — заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов.

РЕШЕНИЯ

«Бюджет — это лекарство, и оно не должно превращаться в наркотик. Мы должны за счет бюджета и контрольных цифр приема или квоты создать себе возможность быть вкусными и интересными для иностранных обучающихся, чтобы они пришли к нам учиться. Ну, а чем мы берем? Добродушием берем, гостеприимством и отношением к студентам из-за рубежа как к своим! Есть поговорка, что Россия своих не бросает. Студенты, которые у нас учатся — они наши, и мы их тоже не бросаем», — и.о. ректора Мордовского государственного университета Дмитрий Глушко.

«Позиция, изначально согласованная всеми — что мы со своей стороны не рвем никаких связей. То есть мы их по максимуму сохраняем, и это получается», — заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Григорий Гуров.

«У нас довольно много — я знаю, в „Вышке“ очень много, да и у других наших коллег — профессоров и преподавателей из недружественных зарубежных стран, которые хотят работать, прекрасно работают. И мы в них заинтересованы», — ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

«Нет никаких упаднических настроений, и мы с достаточным оптимизмом смотрим в будущее. Мне кажется, это залог того, что и российское высшее образование в целом будет развиваться, и взаимодействие с иностранными государствами тоже будет двигаться в том направлении, в котором мы хотим. Думаю, что в ближайшее время мы выйдем на позитивный тренд нашего сотрудничества с иностранными государствами с точки зрения образования», — заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов.

Гранты и стипендии как альтернатива квотам

«Сейчас ведется беседа о том, чтобы уходить от квотной поддержки в грантовую поддержку. Сделать ее, может быть, чуть-чуть меньше, но при этом стать более современными на рынке образовательных услуг с „той“ стороны. Часто жалуются, что когда наш центр начинает наравне с другими иностранными государствами — в тех же странах СНГ — предлагать какие-то наши образовательные услуги, во многом часто бывает, что конкуренты выглядят предпочтительнее — за счет того, что они предоставляют гранты, а мы предоставляем квоту. Нехватка инструментов привлечения часто играет не на руку нам. При этом стоит задача привлекать талантливую молодежь», — заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов.

«Поскольку образование без науки немыслимо, очень важно — особенно в этих сложных условиях — соблюдать национальные приоритеты в части не только направлений научных исследований, но и в хорошем смысле хедхантинга наиболее талантливых молодых исследователей для привлечения их в магистратуры, аспирантуры и докторантуры. <...> Нужно в большей степени привлекать зарубежных ученых для обучения к нам. Поэтому предлагается продумать модель привлечения на грантово-стипендиальной основе под имена ученых. А имена ученых — это научные направления. Такая система вполне себе успешно много лет действует во многих странах мира. Мне кажется, что в наше время пришла пора подумать о ее создании в России», — ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Станислав Прокофьев.