Пленарную сессию, посвященную теме связанности территорий, открыл ректор ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» Михаил Погосян. «Проблема связанности территорий это большая комплексная задача, которая будет предопределять дальнейшие темпы развития транспортной инфраструктуры страны. Если нет экономического развития, то развитие транспортной инфраструктуры не даст нужного эффекта», сказал он. Спикер обозначил пять основных направлений развития данной проблемы. Первое это комплексное прогнозирование и моделирование; второе транспортная и универсальная инфраструктура. Третье глобальное направление мультимодальность; четвертое направление умный город и пятое умные территории.
Тему комплексной проблемы прогнозирования продолжил генеральный директор ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского» Кирилл Сыпало. Он считает, что новый подход «форсайт потребностей» сегодня формулирует требования к авиационным системам. А существующий «форсайт возможностей» позволяет моделировать летательные аппараты под ту или иную задачу. В подтверждение своих слов он привел пример нового самолета «Байкал», проект которого выполнялся «в рынок». Это региональный относительно недорогой самолет небольшой вместимостью (до 14 человек), который служит для повышения транспортной доступности отдаленных регионов России и развития местных воздушных линий.
Своими суждениями о необходимости комплексного прогнозирования поделился заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Анатолий Храмцов. Он считает, что для устранения дисбаланса нужна общая мультимодальная модель, которая будет учитывать интересы и возможности всех игроков транспортного рынка. Он рассказал о новом проекте «Квантовой коммуникации», который возглавил ПАО «РЖД». Квантовый мессенджер предназначен для организации безопасной связи на железных дорогах. «Проект был начат в 2020 году, и уже летом 2021 года был создан первый мост Москва Санкт-Петербург. В планах компании в ближайшие три года покрыть квантовыми коммуникациями 7 тыс. км дорог», заявил спикер.
Тему влияния климата на транспортную составляющую поднял на сессии декан Географического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Сергей Добролюбов. Он считает, что антропогенные климатические изменения должны стать неотъемлемым компонентом при разработке комплексной транспортной модели. Он привел примеры селевой опасности для железных дорог, увеличившуюся частоту штормов, которые «съедают» прибрежные территории, по которым проложены ж/д пути, начавшееся движение ледников вдоль Северного морского пути и др.