Налоговая система и порядок взимания налогов

Налоговая система России, действующая в настоящий момент, является относительно новой, и многие положения и вопросы налогообложения, типичные для большинства рыночных экономик, здесь только устанавливаются. К тому же новые концепции, принятые органами государственной власти России, зачастую применяются не так, как на Западе или в других странах с развитыми налоговыми системами.

На сегодняшний день реформы в сфере налогообложения, направленные на упорядочение и устранение избыточного количества нормативных документов, в целом завершены. Российский Налоговый кодекс устанавливает совокупность общих принципов налогообложения, прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов, содержит описание подлежащих уплате налогов и другие положения.

Правительство планирует утвердить определенные положения по предотвращению уклонения от уплаты налогов (включая введение правил контролируемых иностранных компаний, концепции бенефициарного собственника дохода, принципов определения налогового резидентства корпорации на основании стандартных принципов, применяемых в международной практике, а также некоторых поправок относительно финансовых структур). Между тем указания судов высшей инстанции предусматривают определенные подходы к предотвращению уклонения от уплаты налогов, включая концепцию необоснованной налоговой выгоды. Налоговые органы используют данные подходы и принимают меры по борьбе с агрессивным налоговым планированием. Поступая таким образом, они начинают применять подход, который по своей сути подразумевает превосходство содержания над формой.

Годовая заработная плата, не превышающая 568 000 российских рублей (около 14 200 евро) на одного работника, облагается социальными взносами по суммарной ставке в 30 %.

Законодательство в сфере трансфертного ценообразования

С 1 января 2012 г. вступило в силу новое законодательство о трансфертном ценообразовании. В отличие от ранее действовавших в России принципов трансфертного ценообразования новое законодательство является более детальным и в целом больше согласовано с международными принципами трансфертного ценообразования, разработанными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Основные изменения включают:

  • изменение списка сделок, при совершении которых российские налоговые органы могут контролировать ценообразование для целей налогообложения;
  • расширение списка взаимозависимых сторон;
  • контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках: налоговые органы будут вправе проверить цены контролируемых сделок на соответствие рыночным;
  • введение принципа "вытянутой руки" в качестве фундаментального принципа трансфертного ценообразования в России;
  • отмену положения о "рыночном интервале" (20-процентном отклонении цен контролируемых сделок от рыночных цен, разрешенном ранее);
  • расширение списка источников информации для определения рыночных цен;
  • формальное введение функционального анализа в качестве обязательного шага для проверки сопоставимости;
  • введение новых методов определения рыночных цен, таких, как метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли;
  • введение требований к отчетной документации, а также к документации по трансфертному ценообразованию;
  • проведение Федеральной налоговой службой специальных проверок по трансфертному ценообразованию;
  • введение штрафов за несоблюдение требований оформления документации по трансфертному ценообразованию и отчетности по определенным сделкам;
  • введение односторонних и многосторонних предварительных соглашений по трансфертному ценообразованию для российских компаний, зарегистрированных в качестве крупнейших налогоплательщиков. 

Режим консолидированного налогоплательщика

С 1 января 2012 г. для российских групп компаний введен режим консолидированного налогоплательщика.

Группа может включать две и более российские организации, в которых прямое или косвенное участие одного участника в уставном/акционерном капитале других участников составляет не менее 90 %. Для того чтобы установить и применять данный режим в 2013 г., все участники группы должны соответствовать следующим требованиям:

  • минимум 10 млн российских рублей уплачено в 2012 г. в качестве налога на прибыль, НДС, акцизных сборов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • минимум 100 млн российских рублей получено в качестве выручки от продаж;
  • по состоянию на 31 декабря 2012 г. общая стоимость активов составила не менее 300 млрд российских рублей.

Использование данного режима имеет ряд преимуществ. Во-первых, сделки между участниками не являются контролируемыми согласно новому законодательству о трансфертном ценообразовании (за исключением сделок с объектом обложения НДПИ по процентной ставке). Во-вторых, для целей расчета налога на прибыль возможна консолидация доходов и убытков участников.

Страховые взносы работодателей

Годовая заработная плата, не превышающая 568 000 российских рублей (около 14 200 евро) на одного работника, подлежит налогообложению по суммарной ставке в 30 %. Дополнительная ставка в размере 10 % применяется к годовой заработной плате, превышающей 568 000 российских рублей на одного работника. Вознаграждение иностранных работников, временно находящихся на территории России, не превышающее 568 000 российских рублей в год, облагается по ставке 22 %, а также применяется ставка 10 % к сумме превышения 568 000 российских рублей. Исключение составляют высококвалифицированные сотрудники (ВКС)с соответствующим разрешением на работу и работники, заключившие трудовой договор менее чем на шесть месяцев.

 
 

Сообщить о недостоверности данных