Производство потребительских товаров и собственно рынок потребительских товаров как таковой — одна из наиболее прибыльных отраслей современной российской экономики. Уровень потребления по отношению к доходу в России выше, чем в странах Европы или в США, то есть граждане предпочитают потратить деньги, нежели отложить их на будущее, из-за скептического отношения к возможностям сохранить эти деньги.

Рынок потребительских товаров в России — один из крупнейших в мире. В 2011 году его объем превысил 350 млрд евро, что делает его седьмым в мире и третьим в Европе по абсолютным объемам. И немалую его часть занимает российская продукция: в нашей стране развит ряд секторов производства потребительских товаров — пищевая и текстильная промышленность, мебельное производство и некоторые другие.

Историческая справка

Развиваться производство потребительских товаров в России начало в XVIII веке. До этого все производство ограничивалось кустарными промыслами, которые имели выраженную территориальную привязку, то есть были ориентированы на рынок конкретной местности или города. После реформ Петра I возникают мануфактуры, производящие, в том числе, и товары, ориентированные на потребительский рынок. Однако одновременно с этим, как результат насаждения европеизированного образа жизни, в страну хлынул поток импортных товаров — просто оттого, что длительное время их аналоги в России не производились вовсе или были неудовлетворительного качества.

Тем не менее, за пределами сектора предметов роскоши развитие производства потребительских товаров шло весьма активными темпами, хотя и носило порой специфичный характер. В частности, текстильная промышленность, представленная суконными, полотняными и другими мануфактурами, развивалась главным образом благодаря государственным заказам, а открытая реализация оставалась вторичной.

Все изменилось во второй половине XIX века, когда начался бурный рост экономики, одним из лидеров которого как раз и был сектор потребительских товаров. В частности, российская легкая промышленность стала одной из ведущих в мире и на многих рынках, особенно азиатских, на равных конкурировала с продукцией ведущих экономик мира. В 1887 году на долю легкой промышленности приходилось 32,4 % от общего объема промышленного производства (к 1900 году этот показатель сократился до 26,1 %). При этом большая часть предприятий легкой промышленности была сосредоточена в центральной части Российской империи — в Московской, Тверской, Владимирской и Петербургской губерниях.

В те же годы активно развивалась пищевая промышленность, возникали крупные предприятия по производству колбасных, кондитерских изделий, напитков и многого другого. Наряду с этим и в пищевой, и в легкой промышленности заметную долю по-прежнему составляло полукустарное производство, а на большинстве предприятий уровень механизации был совершенно недостаточен и преобладал ручной труд. Это ухудшало конкурентные показатели российской продукции, однако было практически неизбежным, поскольку на рынке существовал переизбыток дешевой рабочей силы из бывших крепостных крестьян, перебиравшихся в город на заработки.

В целом, к Первой мировой войне отрасль производства потребительских товаров в России подошла в своем расцвете. Однако война и последовавшая за ней революция привели к упадку в данном секторе экономики. Это было связано с разрывом производственных цепочек, физическим разрушением ряда предприятий, нарушением работы транспорта и общим тяжелым экономическим положением в стране, вследствие чего население резко уменьшило объем покупок, за исключением самого необходимого. В 1921 году объем производства в легкой промышленности не превышал 10–15 % от довоенного уровня.

Однако с объявленной политикой НЭПа началось быстрое восстановление производства товаров потребительского спроса, поскольку их производство, как правило, не требует долгосрочных инвестиций и окупается достаточно быстро. При этом потребительские товары востребованы при любых ситуациях, кроме самых критических. В результате уже к середине 1920-х годов легкая промышленность вышла на довоенные показатели, причем достигнуто это было, в том числе, и при помощи строительства новых предприятий, как правило, по инициативе государства.

В 1930-е годы, с началом индустриализации, рынок потребительских товаров вошел в состояние стагнации: рост производства не поспевал за ростом потребления, прежде всего потому, что практически все ресурсы направлялись на развитие тяжелой промышленности и транспорта, потребительский же рынок стал неприоритетным.

Эта ситуация сохранялась и в дальнейшем. В частности, в 1950–80-е годы было построено значительное количество новых предприятий, особенно в пищевой и легкой промышленности, однако по многим товарным позициям существовал серьезный дефицит. Фактически, дефицитом не являлась только маловостребованная, в силу низкого качества и плохих потребительских свойств, продукция.

Например, в легкой промышленности были построены следующие крупные предприятия:

  • хлопчатобумажные комбинаты в Камышине, Энгельсе, Херсоне, Барнауле (2-й комбинат), Душанбе (2-я очередь комбината), Чебоксарах, Ярцеве, Омске, Гори, Калинине;
  • шерстяные в Минске, Брянске, Краснодаре, Иванове, Свердловске, Канске, Чернигове;
  • шелковые в Красноярске, Наро-Фоминске, Ленинабаде;
  • льняные в Житомире, Ровно, Великих Луках, Паневежисе;
  • трикотажные в Чебоксарах, Уфе;
  • кожевенно-обувные в Ульяновске, Улан-Удэ, Великих Луках, Джамбуле, Ворошиловграде, Таллине, Новосибирске, Орле, Воронеже, Камышлове и Баку.

Но при этом многочасовые очереди за некоторыми видами продукции легкой промышлености были массовым и повседневным явлением. Несмотря на предпринимаемые меры, плохая ситуация с обеспечением потребительскими товарами сохранялась до самого прекращения существования СССР.

 
 

Сообщить о недостоверности данных