Образование и наука в любой современной стране имеют первостепенное значение, и Россия в этом не исключение, в силу чего уровень российских образования и науки достаточно высок. В этой сфере занято в общей сложности 20 % всего работающего населения, то есть порядка 7 млн чел., что является наибольшим показателем среди всех отраслей экономики.

В 2013 году в 2 649 высших учебных заведениях училось порядка 6 млн студентов, из которых примерно 1 млн — студенты негосударственных вузов (всего таких учебных заведений более тысячи).

Историческая справка

Историю российского образования и науки правильнее всего отсчитывать с XVIIIвека, поскольку до этого момента в стране не было ни одного светского учебного заведения и существовало лишь одно учебное заведение, которое можно было бы отнести к высшей школе. Основу образования составляли церковные школы или самообразование, но и в этом случае все ограничивалось чтением, письмом и азами арифметики. В 1685 году была открыта Славяно-греко-латинская академия, ставшая первым высшим учебным заведением, но она носила исключительно церковный характер, вплоть до того, что на нее были возложены соответствующие цензурные функции.

Ситуация меняется лишь с приходом Петра I. При нем возникают первые светские учебные заведения, хотя и главным образом специализированные, инженерно-технические и морские, вроде Школы математических и навигационных наук или Инженерной школы. Первый полноценный университет появился в России лишь в 1724 году; это был Академический университет при Санкт-Петербургской академии наук. Первое время занятия были ограничены по объему, нерегулярны, а слушателей было немного. Но к середине века университет стал настоящим учебным заведением, где студенты получали полноценный академический курс. Однако просуществовал он только до 1770 года, когда его преобразовали в Училище Академии, а главным университетом страны впервые стал Московский университет, основанный в 1755 году (университет в Санкт-Петербурге был вновь открыт лишь в 1819 году). В 1764 году был основан Смольный институт благородных девиц, что положило начало и женскому образованию (которое, впрочем, долгое время уступало по объемам материала мужскому). Первое педагогическое учебное заведение было открыто в 1779 году. Им стала Учительская семинария при Московском университете.

В самом начале XIXвека проводится образовательная реформа, впервые оформившая полноценную систему образования в России. По уставу 1804 года образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. При этом школы двух первых типов были бесплатными и бессословными, но их распространенность была на тот момент невелика. Были также созданы учебные округа, возглавлявшиеся университетами.

При Николае I была проведена новая реформа, лишившая систему образования какой-либо самостоятельности, а университеты были низведены до уровня просто одного из типов учебных заведений. Следующая большая реформа была проведена в 60-е годы XIX века, при Александре II. Университеты вновь получили определенную самостоятельность, была вновь введена общедоступность и бессословность начального образования. В свою очередь, средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. Теоретически в них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены, однако на практике сложилось разделение, когда в гимназии поступали более обеспеченные категории населения, а в реальные училища — менее обеспеченные.

При университетах были созданы высшие женские курсы, на которых обучение велось по программам, максимально приближенным к университетским. Примерно в таком виде российское образование просуществовало до революции 1917 года.

Одним из первых декретов нового правительства стала отмена последних сословных ограничений при получении образования, а также уравнивание в праве на получение образования мужчин и женщин. В 1919 году была начата кампания по ликвидации безграмотности, что позволило в сжатые сроки довести уровень грамотности в России до среднеевропейского. Однако наука после революции оправлялась долгое время, поскольку многие ученые покинули страну, были репрессированы или отстранены от работы из-за «неподходящей» биографии.

Лишь к 1930-м годам удалось более-менее восстановить научный потенциал, хотя многие отрасли находились в неудовлетворительном состоянии еще долгие годы. Наибольшее развитие получили инженерные науки, поскольку экономика и военная сфера требовали как инженеров, так и инженерных разработок, что было особенно актуально в силу сложившейся изоляции Советского Союза. При этом образование в старших классах школы неоднократно становилось платным — сперва в 1923, а затем в 1940 году. Однако, несмотря на это, количество студентов постоянно возрастало.

В ходе Великой Отечественной войны научный и образовательный потенциал был значительно подорван, однако сделанный до войны задел позволил достаточно быстро восстановить утраченные позиции: в частности, в СССР удалось уже к 1949 году создать атомную бомбу, что потребовало слаженной работы множества специалистов. К послевоенным прорывам советской науки следует отнести и первоначальный успех в освоении космоса — в 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли, а в 1961 году человек впервые полетел в космос. В дальнейшем космическая гонка между СССР и США, хотя и стала значительно менее напряженной, но все же не утихла совсем (последним прорывом СССР и России в этой сфере стала орбитальная космическая станция «Мир», постепенно формировавшаяся на орбите с 1985 по 1997 годы).

Образование в СССР стало действительно одним из лучших в мире, а помимо общеобразовательных школ была создана сеть специализированных средних учебных заведений разного уровня и профиля (математические, физические, химические, лингвистические и другие). В науке также были отмечены многочисленные достижения, а количество научно-исследовательских институтов увеличивалось с каждым годом.

 
 

Сообщить о недостоверности данных