Медиарынок в России появился только с началом рыночных реформ в конце 80-х — первой половине 90-х годов прошлого века и сразу же стал одной из заметных отраслей экономики. Сегодня российский медиарынок по своим объемам является третьим в Европе, а кроме того, он показывает впечатляющую динамику. В частности, в 2012 году общий объем рекламного рынка (без наружной рекламы) составил примерно 260 млрд руб., или 8,5 млрд долл., и распределился следующим образом:

  • телевидение — 143,2 млрд руб.;
  • Интернет — 56,3 млрд руб.;
  • печатные СМИ — 41,2 млрд руб.;
  • радио — 14,6 млрд руб.;
  • прочие медиа — 4,9 млрд руб.

В 2013 году показатели выросли, и в первые девять месяцев (январь—сентябрь) общий рост составил 11,5 % по отношению к аналогичному периоду 2012 года, а общий итог трех кварталов составил примерно 200 млрд руб., или почти 7 млрд долл.:

  • телевидение — 108 млрд руб.;
  • Интернет — 48,8 млрд руб.;
  • печатные СМИ — 26,5 млрд руб.;
  • радио — 11 млрд руб.;
  • прочие медиа — 2,9 млрд руб.

Как видно, Россия находится в рамках общемировых трендов, когда безоговорочным лидером медиарынка является телевидение, которое постепенно сдает позиции Интернету, а прочие виды медиаактивов постепенно теряют свою привлекательность и также смещаются в Интернет.

Особенностью же именно российского медиарынка следует считать очень большое влияние государства, как формальное, посредством многочисленных нормативных правил в данной сфере, так и неформальное, посредством прямо или опосредованно принадлежащих государству медиаактивов, а также посредством воздействия на негосударственные СМИ. Кроме того, следует также отметить территориальную концентрацию — практически весь телевизионный рынок принадлежит федеральным телеканалам, а местные телекомпании не пользуются существенным спросом со стороны зрителей. Схожая ситуация наблюдается и в остальных отраслях медиа, но доминирование центральных медиа там не столь выражено. Тем не менее, и в Интернете, и в печатных СМИ по совокупным оборотам с явным преимуществом лидируют общероссийские компании.

За неполные четверть века российский медиарынок прошел путь от практически всецело государственного в конце 1980-х годов через построение первых медиаимперий в 1990-х годах и вновь до в значительной степени прогосударственного в 2000-х годах. Тем не менее, в настоящий момент на российском рынке действует целый ряд медиагрупп и отдельных крупных медиа, которые и контролируют большую часть рынка.

Участие государства в функционировании медиарынка не ограничивается только задачами регулятора или собственника ряда медиакомпаний. Государство является одним из крупнейших на рынке заказчиков (особенно заметно это для кинорынка), а также оказывает адресную поддержку медиакомпаниям в виде прямого субсидирования или же в виде грантов на создание медиаконтента (телепрограмм, циклов статей и тому подобного), имеющего социальную и культурную значимость.

Основные участники рынка

«Всероссийская государственная телерадиокомпания» — государственный медиахолдинг, наследник второго канала советского телевидения. Основные активы:

  • телеканал «Россия-1» (мультиформатный телеканал);
  • телеканал «Россия-2» (спортивный телеканал);
  • телеканал «Россия-К» (культурологический телеканал);
  • телеканал «Вести-24» (круглосуточный новостной телеканал);
  • телеканал «Карусель» (детский телеканал);
  • телеканал «Спорт» (платный спортивный телеканал);
  • телеканал «РТР-Планета» (спутниковая версия телеканала «Россия-1»);
  • радиостанция «Радио России» (мультиформатная радиостанция);
  • радиостанция «Маяк» (разговорно-развлекательная радиостанция);
  • радиостанция «ЮFM» (молодежная музыкальная радиостанция);
  • радиостанция «Вести ФМ» (информационная радиостанция);
  • радиостанция «Культура» (культурологическая радиостанция);
  • интернет-портал Вести.ру (новостной интернет-портал);
  • интернет-портал Sportbox.ru (интернет-портал спортивных трансляций);
  • региональные телерадиокомпании в каждом субъекте Российской Федерации.

«Первый канал» — государственная телекомпания, наследник первого канала советского телевидения.

Активы:

  • телеканал «Первый канал» (мультиформатный телеканал, самый популярный телеканал страны);
  • телекомпания «Первый канал. Всемирная сеть» (телекомпания, осуществляющая вещание телеканала «Первый канал» на зарубежные страны).

«Национальная Медиа Группа» —частный медиахолдинг, не имеет выраженного контролирующего акционера.

Основные активы:

  • телеканал «Пятый канал» (мультиформатный телеканал, длительное время являвшийся региональным телевидением Санкт-Петербурга);
  • телеканал "РЕН ТВ«(мультиформатный телеканал);
  • по 25 % акций телекомпаний «Первый канал» и «СТС Медиа»;
  • радиостанция «Радио Петербург» (мультиформатная радиостанция);
  • газета «Известия» (общественно-политическая и деловая газета);
  • газета «Жизнь» (таблоид);
  • радиостанция «Русская служба новостей» (новостная радиостанция);
  • большое количество специализированных печатных изданий и интернет-порталов.

«Газпром-Медиа Холдинг» — медиахолдинг, принадлежащий компании «Газпром» (собственником которого, в свою очередь, является государство). Основные активы:

  • телеканал «НТВ» (мультиформатный телеканал, ранее — новостной телеканал);
  • телеканал «ТНТ» (развлекательный телеканал);
  • компания «НТВ-Плюс» (система спутникового телевидения);
  • радиостанция «ЭхоМосквы» (новостная и разговорная радиостанция);
  • радиостанция ComedyRadio (юмористическая радиостанция);
  • радиостанция RelaxFM (музыкальная радиостанция);
  • радиостанция «Сити-FM» (новостная радиостанция);
  • радиостанция «Детское радио» (детская радиостанция);
  • издательский дом «Семь дней» (ряд изданий новостного и развлекательного характера);
  • видеохостинг RuTube.

ProfMediaBusinessSolutions — частный медиахолдинг, принадлежит «Группе «Интеррос».

Основные активы:

  • телеканал «ТВ3» (развлекательный телеканал);
  • Телеканал «2×2» (мультипликационный телеканал);
  • телеканал «Пятница!» (развлекательный телеканал);
  • интернет-портал Рамблер (поисковая система и медийный интернет-портал);
  • интернет-портал Lenta.ru (новостной интернет-портал);
  • кинокомпания «Централ Партнершип»;
  • радиостанция «Авторадио» (музыкальная радиостанция, ориентированная на автомобилистов);
  • радиостанция NRJ (музыкальная радиостанция);
  • радиостанция «Юмор FM» (юмористическая радиостанция);
  • издательский дом «Афиша» (ряд изданий развлекательного характера).

«РБК» — частный медиахолдинг, принадлежит группе «Онэксим».

Основные активы:

  • телеканал «РБК-ТВ» (телеканал деловых новостей);
  • интернет-портал RBC.ru (деловой и новостной интернет-портал);
  • интернет-портал Autonews.ru (автомобильный интернет-портал);
  • газета «РБК Daily» (ежедневная деловая газета);
  • журнал и интернет-портал CNews (новости высоких технологий);
  • издательский дом «Салон-пресс» (интерьерная пресса).

«Коммерсант» — частный медиахолдинг, принадлежит Алишеру Усманову.

Основные активы:

  • газета «Коммерсантъ» (ежедневная деловая газета);
  • журнал «Деньги» (журнал о бизнесе и финансах);
  • журнал «Власть» (общественно-политический журнал);
  • журнал «Автопилот» (автомобильный журнал);
  • журнал «Секрет фирмы» (журнал о бизнесе);
  • радиостанция «Коммерсантъ FM» (информационная радиостанция).

«СТС Медиа» —частный медиахолдинг, принадлежит шведской компании ModernTimesGroup и «Национальной Медиа Группе».

Активы:

  • телеканал «СТС» (развлекательный телеканал);
  • телеканал «Домашний» (развлекательный телеканал);
  • телеканал «Перец» (развлекательный телеканал).

Отдельно стоит отметить и информационные агентства, такие как ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» (в настоящий момент находится в процессе реорганизации) и «Интерфакс».

 
 

Сообщить о недостоверности данных