Power generation is one of the most important spheres of the Russian economy. Moreover, it relates to basic infrastructure sectors, without which economic management is impossible. Because of the size of the country, the Russian Federation has one of the world’s largest energy systems — there are more than 700 power plants with a capacity of more than five MW, and by the end of 2012 total power production amounted to more than 223 MW in all Russian power plants.

In 2012, total electricity generation exceeded $ one trillion kW•h and as much as 110-1050 kW of basic distributive power today travels along more than ten thousand electric power transmission lines. The production and distribution of electricity, as well as the maintenance of power stations employs more than 2.5 million people, which makes electric power engineering one of the major sectors of the Russian economy in terms of percentage of employed people. Due to the nature of the industry and the history of its development, it is controlled by large enterprises, some of which are managed by foreign investors.

Historical Background

Industrial use of electricity began not earlier than the second half of the 19th century, and, accordingly, the history of Russia’s electric power engineering started at about the same time. In 1876, the first power station was built at the Sormovo machine-building plant, and in 1879, for the first time in Russia, electric street lighting was installed on Alexander II Bridge (currently Liteyny Bridge) in St. Petersburg. It was carried out on a pilot basis in order to demonstrate this new technology (twelve electric candles replaced 112 gas lamps). The project operated for only 227 days, but the experiment was considered a success, and from that moment on, electricity gradually appeared on the streets of Russian cities. In particular, electric lighting was installed in Moscow in 1881, while the first stationary Moscow power plant was built only in 1888. Electric power developed gradually and the first power facilities were constructed (by the standards of those years): Raushskaya TPP (Thermal Power Plant) in Moscow and Okhtenskaya TPP in Saint Petersburg, each with a capacity of five MW. Electric transport also appeared on city streets — the first tram line in the Russian Empire was constructed in Kiev, and seven years later tramways started running in Moscow.

In absolute terms, the Russian Empire significantly lagged behind most developed countries, ranking only eighth in the world in terms of total electricity generation (two billion kW•h in 1913), thirty times behind the leader, the United States. However, the growth rate of power production reached 25% capacity per year, which guaranteed Russia’s advance in the conditional ranking of all electrified countries and the possibility of achieving a leading position according to all the indicators. At the beginning of the 20th century, a number of large-scale projects in the electricity sector were launched or planned — Volkhov HPP (Hydro Power Plant) with a capacity of twenty 20 MW, the construction of which began in 1910, Dneproges and, most importantly, general project for the electrification of the whole country, presented by the Academician Vernadsky, proposed and designed for completion by 1920.

The implementation of these plans was halted because of World War I and then the Russian Revolution. And yet, despite military conflicts and economic turmoil (in 1920, electricity production totaled only a quarter of the pre-war amount), an electrification plan was implemented in a somewhat modified form known as GOERLO (Soviet plan for national economic recovery and development). Unlike the original version, GOERLO was not limited to electric power engineering — it was a complex project that implied a growing production of fuel and energy resources, as well as the construction of large users of electric power.

According to the main indicators, the GOERLO plan was executed and partly overfulfilled by the early 1930s. In particular, power generation increased from two billion kW•h in 1913 to 13.5 billion kW•h in 1932. The number of power plants grew from 75 in 1917 to 858 in 1927, including the Volkhov HPP (constructed in 1926) and the unique Shaturskaya Power Plant, which had initially operated on turf. The construction of the famous Dnepr HPP was launched in 1927 and completed five years later (it reached the projected capacity of 560 MW in 1939, after the commissioning of additional units). Electricity produced by Dnepr HPP was the cheapest in the world and allowed Zaporozhye to develop important industrial constructions, primarily in the metallurgical sector.

In subsequent decades, capacity in the power sector continued to increase. Huge HPP facilities were commissioned — Angarsk, with a total capacity of 9 thousand MW, and Yenisei with 12.7 thousand MW, including the largest power station in Russia — Sayano-Shushenskaya HPP. A new component — nuclear energy — was added to the energy system of the USSR in 1954. It was then that the world’s first nuclear power plant was built in Obinsk (with a total capacity of 5 MW, decommissioned only in 2002. By the end of Soviet rule in 1991, 28 power units were operating with a total nominal capacity of 20,242 MW.

 
 

Report inaccuracy

Электроэнергетика является одной из важнейших сфер российской экономики. Более того, она относится к базовым инфраструктурным отраслям, без которых ведение экономической деятельности как таковой становится невозможным. В силу своих размеров Российская Федерация обладает одной из крупнейших в мире энергосистем— в стране насчитывается более 700 электростанций мощностью свыше 5 МВт, а общая установленная на конец 2012 года мощность всех российских электростанций составиласвыше 223 тыс. МВт.

Общая выработка электроэнергии за 2012 год превысила 1 трлнкВт•ч, а количество основных распределительных энергосетей (110–1050 кВ) на сегодняшний день представленоболее чемдесятью тысячами линий электропередач. В производстве и распределении электроэнергии, а также в обслуживании электросетей занято более 2,5 млн чел., что делает электроэнергетику одной из основных отраслей российской экономики по доле занятого населения. В связи с характером отрасли и историей ее развития в ней представлены только крупные предприятия;некоторые из них контролируются иностранными инвесторами.

Историческая справка

Промышленное использование электроэнергии во всем мире началось не ранее второй половины XIXвека, и, соответственно, история электроэнергетики России начинается примерно в этот же период. В 1876 году на Сормовском машиностроительном заводе была построена первая российская электростанция, ауже в 1879 году впервые в России реализуется проект уличного электрического освещения на мосту Александра II (в настоящее время Литейный мост) в Санкт-Петербурге. Оно было проведено в экспериментальном порядке для демонстрации возможностей новой технологии (12 электрических свечей заменили там 112 газовых рожков) и проработало всего 227 дней,однако эксперимент признали успешным, и,начиная с этого момента, электричество постепенно приходит и на улицы российских городов. В частности, в Москве электрическое освещение появилось в 1881 году, при том что первая стационарная московская электростанция была построена лишь в 1888 году. Электроэнергетика постепенно развивалась, были построены первые мощные, по меркам тех лет, электростанции:Раушская ТЭЦ в Москве и Охтенская в Санкт-Петербурге, более 5 МВт каждая. Возникает и городской электротранспорт — первая трамвайная линия в Российской империи появилась в 1892 году в Киеве, а еще семь лет спустя трамваи пришли и в Москву.

Тем не менее, по абсолютным показателям Российская империя существенно отставала от наиболее развитых стран, занимая лишь 8-еместо в мире по общей выработке электроэнергии (2 млрдкВт•ч в 1913 году), уступая лидеру, США, в 30 раз. Однако темпы прироста мощностей достигали 25 % в год, что означало гарантированное продвижениеРоссии в условном рейтинге самых электрифицированных стран и выход на лидирующиепозиции по всем показателям. В начале XXвека был начат или запланирован ряд масштабных проектов в области электроэнергетики —Волховская ГЭС мощностью 20 МВт, строительство которой началось в 1910 году, Днепрогэс и, самое главное, полноценный проект электрификации всей страны, предложенный академиком Вернадским и рассчитанный на срок до 1920 года.

Реализации этих планов помешали сначала Первая мировая, а затем и Гражданская война. И все же в атмосфере военных конфликтов и экономической разрухи (производство электроэнергии в 1920 году составило лишь четверть от довоенного) начинается реализация того самого плана электрификации, в несколько измененном виде получившего название ГОЭЛРО. В отличие от первоначального варианта ГОЭЛРО не ограничивался только электроэнергетикой — он был комплексным ипредполагал рост добычи топливно-энергетических ресурсов, а также строительство крупных потребителей электроэнергии.

По основным показателям план ГОЭЛРО был выполнен и отчасти перевыполнен уже к началу 1930-х годов. В частности, выработка электроэнергии увеличилась с 2 млрдкВт•ч в 1913 году до 13,5 млрд кВт•ч в 1932 году. Количество электростанций возросло с 75 в 1917 году до 858 в 1927 году,включая и достроенную к 1926 году Волховскую ГЭС, и уникальную Шатурскуюэлектростанцию, первоначально работавшую на торфе. В 1927 году началось и строительство знаменитого Днепрогэса, завершенное спустя пять лет (на проектную мощность в 560 МВт он вышел в 1939 году, после ввода в строй дополнительных агрегатов). Электроэнергия Днепрогэса была самой дешевой в мире и позволила развернуть в Запорожье масштабное промышленное строительство, прежде всего металлургическое.

В последующие десятилетия продолжалось постепенное наращивание мощностей в электроэнергетике. Были введены в строй огромные каскады ГЭС — Ангарский, общей мощностью 9 тыс. МВт, и Енисейский, 12,7 тыс. МВт, включая крупнейшую в России Саяно-Шушенскую ГЭС. А с 1954 года в энергосистему СССР вошла и новая составляющая, атомная. Именно тогда была построена первая в мире АЭС, Обнинская, мощностью 5 Мвт, выведенная из эксплуатации только в 2002 году. К концу советской власти, в 1991 году, функционировало уже 28 энергоблоков общей номинальной мощностью 20 242 МВт.

 
 

Сообщить о недостоверности данных