Автомобильная промышленность — одна из ведущих отраслей российской экономики, лидирующая по оборотам среди всех других отраслей машиностроения. Однако прямой вклад автомобильной промышленности в ВВП России не очень велик — порядка 1%. Тем не менее, в отрасли занято свыше 150 тысяч человек, плюс автомобильная промышленность создает до 4,5-5 млн рабочих мест в химической, металлургической, электронной промышленности, производстве автокомпонентов и ряде других отраслей экономики, благополучие которых непосредственно связано с функционированием автомобильной промышленности.

В 2012 году в Российской Федерации было произведено 1,85 млн легковых автомобилей, из которых 562,1 тыс. (-9% к результатам 2011 года) являются автомобилями российских брендов и 1287,9 тыс. (+22% к результатам 2011 года) являются автомобилями иностранных брендов. Также произведено 380 тыс. автомобилей иных типов, включая грузовые автомобили и спецтранспорт. Общий автомобильный рынок страны в 2012 году составил 2759 тыс. легковых автомобилей, что делает его шестым в мире по объемам продаж.

Историческая справка

Первый автомобиль в России был выпущен еще в 1896 году, совместными усилиями фабрик Фрезе и Яковлева. Однако, до революции автомобильная промышленность в Российской Империи фактически отсутствовала, и была представлена только Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в Риге, который выпустил 451 автомобиль.

Первым полноценным автозаводом в России стал московский АМО (ныне «АМО ЗИЛ»), с 1924 года выпускавший небольшими сериями грузовые автомобили. В 1931 году АМО был полностью перестроен для массового выпуска автомобилей, а с 1932 года начал свою работу завод ГАЗ в Горьком (Нижнем Новгороде), производивший как легковые, так и грузовые автомобили по лицензии компании Ford. С 1947 года функционировал Московский завод малолитражных автомобилей (в дальнейшем АЗЛК), выпускавший на полученном от Германии оборудовании советскую копию автомобиля Opel Kadett. В последующие десятилетия строились многочисленные автозаводы в других регионах (например, Запорожский автозавод, выпускавший самые маленькие и недорогие советские автомобили, или производитель грузовиков Уральский автозавод), однако, большую часть продукции по-прежнему производили на трех перечисленных предприятиях.

Все изменилось, когда в 1970 году начал функционировать гигантский автозавод в Тольятти (в настоящее время «АВТОВАЗ»), а в 1979 столь же огромный завод грузовых автомобилей в Набережных Челнах («КАМАЗ»). Завод в Тольятти был построен и оборудован силами фирмы Fiat и выпускал автомобили Fiat 124, быстро ставшие самыми популярными в стране и обросшие многочисленными модификациями (выпуск последней из которых был прекращен только в 2012 году). Вскоре завод перешел и к собственным конструкциям, лучшей из которых стал легкий внедорожник «Нива» — один из первых в мире внедорожников с несущим кузовом. Камский автозавод производил тяжелые грузовики оригинальной конструкции, которые до 90-х годов не имели конкурентов на российском рынке.

Переход к рыночной экономике тяжело дался советским автомобильным гигантам, за исключением ВАЗа. АЗЛК («Москвич») был закрыт, ЗИЛ сократил производство до минимума, ГАЗ прекратил производство легковых автомобилей. Однако, в последнее десятилетие ситуация во многом улучшилась благодаря общему росту российской экономики и партнерству с международными автоконцернами.

 
 

Сообщить о недостоверности данных