Авиационная промышленность, несмотря на существенное, с советских времен, сокращение производства, по-прежнему остается одной из системообразующих отраслей российской экономики. Выручка предприятий авиационного комплекса в 2011 году составила свыше 600 млрд руб. (порядка 20 млрд долл.). Особый вклад в прибыльность отрасли вносит военное авиастроение – по производству боевых самолетов Россия находится на втором месте в мире (более 100 самолетов в год), а по производству военных вертолетов – на третьем (около 300 вертолетов в год).

Авиационная промышленность обеспечивает работой свыше 400 тыс. квалифицированных работников, а также создает сотни тысяч рабочих мест в смежных отраслях экономики, таких как металлургия, химическая промышленность, приборостроение, производство вооружения и многих других. Важно также, что авиационная промышленность (главным образом, военная) обеспечивает значительную экспортную выручку, исчисляемую миллиардами долларов ежегодно.

Историческая справка

Развитие собственного авиационного производства в России пришлось на начало XX века, одновременно с другими развитыми государствами, однако шло сравнительно медленно. Перед Первой мировой войной Российская империя обладала самым большим в мире военно-воздушным флотом, хотя практически все самолеты в нем были иностранного производства. Первый крупный заказ на российские самолеты – на 262 машины – поступил лишь в мае 1914 года. При этом в России практически отсутствовало собственное производство агрегатов и компонентов самолетов, что существенно сдерживало развитие авиационной промышленности. Тем не менее, к 1917 году в Российской империи действовало уже 15 самолетостроительных и 6 моторостроительных производств, которые выпустили в общей сложности 5 600 самолетов (в основном по лицензиям европейских компаний).

После революции и утверждения советской власти началось активное развитие авиационной промышленности, которую советское правительство считало одним из важных элементов обеспечения обороноспособности страны. Еще в 1918 году был основан Центральный аэрогидродинамический институт, ставший на долгое время центром проектирования советской авиации. В 1920–30-е годы были построены многочисленные предприятия, составившие основу авиационной промышленности СССР, включая сборочные производства, моторостроительные заводы, приборостроительные предприятия, заводы цветной металлургии. Только с 1933 по 1937 годы производство самолетов увеличилось в пять раз.

В 1930-е же годы началось регулярное авиасообщение между большинством крупных городов страны, хотя этот вид транспорта, в силу малой комфортности самолетов тех лет, пока еще не был достаточно популярен. А вот в производстве военной продукции СССР стал одним из мировых лидеров – конструкторские бюро Туполева, Петлякова, Лавочкина, Поликарпова, Яковлева и других проектировали самолеты, соответствовавшие мировым стандартам. В результате к началу Второй мировой войны СССР обладал более чем 20 тыс. боевых самолетов, а до конца войны было выпущено еще порядка 130 тыс. единиц техники.

В послевоенную эпоху началось бурное развитие гражданской авиации. В частности, СССР одним из первых в мире организовал массовый выпуск реактивных пассажирских лайнеров. Начало реактивной гражданской авиации в СССР было положено легендарным самолетом Ту-104, выпущенным за пять лет в количестве 200 экземпляров и некоторое время (из-за приостановки полетов британского Comet) являвшимся единственным в мире эксплуатируемым гражданским реактивным самолетом. Не менее легендарным является и Ту-144, один из двух в мире серийно выпускавшихся сверхзвуковых пассажирских лайнеров. Всего было произведено 16 таких самолетов, и хотя их эксплуатация была недолгой, Ту-144 доказал возможности советской авиационной промышленности.

Не менее бурно развивалось и вертолетостроение: конструкторские бюро Миля и Камова обеспечивали потребности страны как в гражданских, так и в военных вертолетах. Первый серийный вертолет – Ми-1 – начал выпускаться еще в 1952 году, а уже в 1957 году первый полет совершил тяжелый вертолет Ми-6 (его преемник Ми-26 стал самым большим серийным вертолетом в мире). Проект уникального Ми-12 с боковым расположением двух винтов и грузоподъемностью более чем 40 т, многоцелевой Ми-8, ставший самым массовым вертолетом в мире (более 12 тыс. единиц), корабельный противолодочный вертолет Ка-25 и многие другие проекты обеспечили советскому вертолетостроению звание одного из передовых.

 
 

Сообщить о недостоверности данных