Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Без преувеличений: перспективы Южного газового коридора к 2030 году

Исследования
17 августа 2018

Начался новый этап политической деятельности по продвижению идеи Южного газового коридора из Каспия в Европу. В феврале в Баку встретились министры энергетики ряда европейских стран и представители стран-поставщиков. В июне первый газ был проведён через Трансанатолийский трубопровод (TANAP) по территории Турции, и первый значительный источник поставок для Южного коридора — проект «Шах-Дениз-II» (Shah Deniz II) в Азербайджане — запустил своё производство. «Шах-Дениз-II» увеличится до максимальной производительности 16 млрд куб. м. в год к 2021–22 гг. В итоге Европа получит через Южный коридор около 10 млрд куб. м. газа, что не превышает 2% от её общего спроса, по сравнению с 10–20%, которые были запланированы в Брюсселе.

Для того чтобы оценить потенциал Южного коридора в 2020-х годах, необходимо учитывать пять групп факторов:

  • цены и рыночные условия: отпускные цены газа Южного коридора могут не выдержать конкуренции;
  • Турция и Юго-Восточная Европа: поставки в эти регионы могут быть более экономически целесообразными, чем поставки в Европу;
  • альтернативные источники поставок: перспективы других источников (СПГ из России или США, использование альтернативных источников энергии) выглядят намного сильнее;
  • привлекательность неевропейских рынков: были сделаны инвестиции в другие экспортные маршруты из стран-поставщиков;
  • время: неразведанные залежи, неимение инфраструктуры и производственных мощностей у потенциальных стран-поставщиков требуют значительного времени на то, чтобы газ в необходимых объёмах пошёл по Южному коридору в Европу.


Хотя политические лидеры продолжают строить радужные перспективы коридора, динамика рынка — в самом Каспийском регионе, на Кавказе, в Турции и в Европе — менее обнадёживающая. Коммерческие условия для успеха Южного коридора ухудшились по мере роста политической поддержки. В исследовании утверждается, что до 2030 года Южный коридор скорее всего останется далеко не основным маршрутом газовых поставок в Европу. В лучшем случае газа может хватить для второй ветки TANAP, но произойдёт это только в конце 2020-х годов.



Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
28 сентября 2016
План мероприятий («дорожная карта») «Энерджинет» Национальной технологической инициативы

EnergyNet - распределенная энергетика от personal power до smart grid, smart city. Дорожная карта является документом целеполагания, выступающим основой для разработки проектов Национальной технологической инициативы по соответствующему вопросу.

Аналитические дайджесты
11 ноября 2021
Итоги заседания Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию

Первое заседание Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group — SDWG) под председательством России прошло 26-28 октября в гибридном формате в Москве. В качестве оператора мероприятия выступил Фонд Росконгресс.

Статьи
31 октября 2019
Современные перспективы формирования международных энергетических рынков
Современные перспективы формирования международных энергетических рынков обусловлены, главным образом, политикой декарбонизации мировой энергетики и ростом энергопотребления. Каждая страна формирует свою политику в сфере энергетики, базируясь на собственном топливно-энергетическом потенциале и учитывая ситуацию на международных энергетических рынках. Глобальный рынок нефти в настоящее время в значительной степени зависит от глобальных процессов с высокой степенью неопределенности, связанной с использованием протекционистских и политических методов борьбы в глобальной мировой экономике. Торговые войны, санкции резко повышают неопределенность рынка глобального энергетического ресурса — нефти. Глобальный рынок «альтернативной» энергетики и технологий в этой сфере гораздо более определенный и предсказуемый. Внедрение методов «платформенной» экономики в энергетике в сочетании с макрорегиональной формой организации энергетических рынков позволит неопределенность за счет ухода от протекционистских, в том числе и санкционных, методов, оставив их «за периметром» макрорегиональных границ.