Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Инфраструктура стала одним из приоритетных направлений нового политического цикла. Большая часть задач «майского указа» президента предполагает вложения в развитие тех или иных инфраструктурных отраслей. Однако, по мнению аналитиков InfraONE, резко увеличивать собственные расходы на них государство на деле не планирует и по-прежнему ждёт инвестиций из внебюджетных источников.

Вложения бюджетной системы в инфраструктуру в 2018 году, по оценкам InfraONE, застыли на уровне 2 трлн руб. в номинальном выражении и несколько сократились в реальном. Их доля в ВВП тоже стала меньше на 0,1 п. п. и составила 2,1%. По расчётам авторов обзора, несмотря на амбициозные заявления властей о значительном увеличении трат на инфраструктуру до 2024 года, в бюджете заложено лишь на 115–240 млрд руб. в год больше (или примерно на 0,5 трлн руб. за три года), чем было инвестировано в 2017–2018 годах.
В 2019 году произойдёт перераспределение инфраструктурных трат, а статьи расходов и объёмы инвестиций существенно не изменятся. Все вложения в инфраструктуру в стране (и государственные, и частные), по оценке InfraONE, составляли в 2018 году 5,9% ВВП, или 5,7 трлн руб. Минимальная дополнительная потребность инфраструктуры, по расчётам авторов обзора, в 2020 году достигнет 3 трлн руб., а для развития отрасли и экономики в целом необходимо порядка 6,5 трлн руб. Пока заложенные в бюджет суммы в течение трёх лет не перекрывают даже минимальную потребность.

Авторы обзора констатируют, что прямой господдержки в крупных объёмах инвесторам снова ждать не стоит. Шансы её получить есть лишь у нескольких мегапроектов, остальные скорее всего только потеряют время, стоя в очереди за субсидиями. В то же время число возможностей получить другие преференции от государства будет расти — от налоговых льгот и упрощения различных процедур до, например, гарантий минимальной доходности. Государство всё же может увеличить объём инвестиций в инфраструктуру за счёт средств Фонда развития, который планируют наполнить, занимая на рынке. Но пока в бюджете установлен лишь предельный объём фонда на три года — 1,6 трлн руб., а порядок его работы и наполнения до сих пор не определён. По оценкам InfraONE, на все процедуры может уйти от полугода, то есть в отрасль инвестиции Фонда развития, вероятно, начнут поступать в конце 2019 — начале 2020 года. Финансовые инвесторы продолжают копить ликвидность, поэтому денег для инвестиций в отрасль на рынке достаточно. По оценкам InfraONE, для инфраструктуры доступны как минимум 2,2 трлн руб., что на 200 млрд руб. больше, чем в прошлом году. Рост связан с усилением позиций крупных госбанков. Впрочем, по мнению авторов обзора, поступит в отрасль меньше четверти — около 540–570 млрд руб., 74% которых — квазигосударственные.

Сдерживает инвестиции по‑прежнему недостаток проектов, готовых для финансирования. InfraONE указывает, что на конец января 2019 года в России обсуждалось 249–304 концессии дороже 1 млрд руб. — это на 30% больше, чем год назад. Но запуститься может лишь пятая их часть. Количество проектов, запущенных в этом году, выросло по сравнению с предыдущим. В 2018 году подписали порядка 50 концессий против 35 годом ранее. Их общая стоимость превышает 530 млрд руб. и является рекордной: таких значений рынок за год не достигал ни разу с момента вступления в силу закона о концессии. Объясняется подобный рост тем, что подписаны два крупнейших соглашения на рынке: по строительству и эксплуатации железнодорожной линии Элегест — Кызыл — Курагино (192,4 млрд руб.) и участка Обская — Салехард — Надым Северного широтного хода (113 млрд руб.).

Комплексный план развития магистральной инфраструктуры лишь отчасти отвечает на вопрос, какие отрасли будут в приоритете у власти в следующие шесть лет. В него вошли только транспорт и энергетика. Но в первом случае перечислены лишь основные направления трат и мегапроекты, а во втором не определены суммы вложений. Такой «рамочный» подход к плану рискован: властям будет сложно контролировать траты и сроки, так как они изначально оставили себе широкое поле для манёвра. Аналитики InfraONE полагают, что отрасли, не вошедшие в Комплексный план, также продолжат развиваться. Вероятно, число проектов будет расти в социальной сфере и информационных технологиях. Так, первым, как правило, не нужен большой капитальный грант, но одновременно они создают хороший общественный резонанс и репутационный эффект для региональных властей. Потому ограниченные в средствах субъекты с большой вероятностью поддержат такие проекты.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
5 октября 2021
Место России на рынке «зеленого» финансирования

В экспертном заключении дается обзор развития «зеленых» финансов в мире и анализируются предпосылки для его взрывного роста. На основе проведенного сравнительного анализа с зарубежными странами выявляются ключевые вопросы, которые необходимо решить для задействования потенциала «зеленого» финансирования в России с целью повышения уровня экологичности экономики и достижения целей устойчивого развития, закрепленных в международных соглашениях.

Исследования
24 апреля 2024
Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

С ноября 2014 года Агентство стратегических инициатив совместно с ведущими деловыми объединениями осуществляет формирование полномасштабного развертывания Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на всей территории страны.

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Дальневосточная концессия навстречу потребностям региона

Можем ли мы утверждать, что в развитии территории Дальнего Востока, на первое место выступает социальная сфера? Ответ неоднозначный. С одной стороны, социальные потребности жителя любого региона России приравниваются к общему (среднему) набору потребительской корзины. С другой стороны, квалификация, информационная доступность (информированность современного человека) и рестрикционная кредитно-финансовая политика РФ позволяют сделать вывод, что предприниматель / инвестор / девелопер в любой точке России отлично осведомлен по вопросам управления и ресурсного обеспечения своей деятельности (люди, финансы, бизнес-сеть, связь, транспорт, сервис регулятора). Мы полагаем, что приоритет социального вопроса для ДФО может иметь «конкурента» — развитие частного хозяйства. Предпринимательство всегда вносит в регион социально-экономический эффект, поэтому регулятору на уровнях Россия-Регион-Муниципалитет — нужно иметь не контрадикторную политику и совпадение линейки сервиса госслужб с интересом хозяйствующего человека.


Экспертное мнение
29 декабря 2021
Тяжелее, дороже, сложнее, или как дальневосточные реалии мешают региону в борьбе за инвестиции

Дискуссия, кристаллизовавшаяся вокруг озвученных представителями крупного бизнеса проблем, выявила ключевые ограничения и препятствия, которые осложняют текущую работу инвестиционных проектов в регионе: слабо развитая транспортная система; неблагоприятных условий банковского кредитования, обусловленные спецификой принятой ЦБ системы оценки рисков; менталитет чиновников, обслуживающих систему работы с инвесторами и инвестиционными проектами.